+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Закон об орд

Закон об ОРД в новой редакции

Закон об орд

ФЗ 144 об оперативно — розыскной деятельности регулирует деятельность всех государственных и не только органов, проводящих оперативные или розыскные мероприятия. Условия, требования, способы и виды деятельности, полномочия и список уполномоченных органов представлены в этом законе.

Суть ФЗ 144

Закон об ОРД был принят Государственной Думой 5 июля 1995 года. Последние изменения в него вносились 6 июля 2016 года.

Общие положения ФЗ 144:

  • Оперативно — розыскная деятельность проводится специальными государственными органами. Проводятся мероприятия по защите жизни, здоровья и свободы граждан Российской Федерации;
  • Оперативные подразделения государственных органов обязаны выявлять, пресекать и раскрывать преступления, а также предупреждать граждан об опасности и разыскивать преступников. Сотрудники органов имеют право конфисковать имущество и собирать информацию о любой угрозе для Российской Федерации;
  • Принципы работы основываются на конституционных правах граждан и сочетании любых других возможных средств.

Также ознакомьтесь с последними изменениями закона о ФСБ. подробности по ссылке:

Структура 144 Федерального Закона:

  • В первой главе описаны все общие положения, они указаны в этой статье выше;
  • Во второй главе подробно расписана система проведения оперативно — розыскных мероприятий. Перечень возможных действий сотрудников органов, список оснований, в каких условиях проходит процедура, особенности и порядок просмотра материалов, использование и защита информации и других сведений;
  • В г. номер три перечислены органы, имеющие право на проведение оперативно — розыскных мероприятий. Обязанности и права сотрудников органов, их социальная защита;
  • В четвертой описано, какие действия могут совершать граждане для помощи и содействия сотрудников ОРПГО, описана социальная защита таких лиц;
  • В пятой г. описана вся экономическая сторона оперативно — розыскных действий. От кого идет финансирование, сколько уходит на процедуру и т. д.;
  • В шестой оформлен список и форма контроля над органами, проводящими такие процедуры. Прокурорский и ведомственный контроль, процесс вступления в силу этого Закона.

Все оперативно — розыскные мероприятия проводятся под контролем и надзором органов по регламенту Федерального Закона 144. В нем описана сама процедура и полномочия всех участвующих сотрудников. Законными являются только те действия органов, которые описаны в ФЗ об ОРД.

Последние поправки

Последние изменения в ФЗ 144 произошли под редакцией Федерального Закона от 6 июля 2016 года номер 374. Изменения были небольшими, в первой части шестой статьи добавили пункт 15 — «Получение компьютерной информации», в четвертой части тоже добавили фразу «с получением компьютерной информации». В 10 части восьмой статьи цифры изменились на «8-11, 15».

ознакомьтесь с основными положениями закона о запрете табакокурения по ссылке:

Основные изменения на протяжении существования закона произошли в других статьях. Во второй ст., где описаны задачи и цели оперативно — розыскной деятельности, добавили информацию о том, что сотрудники имеют право на конфискацию имущества и получение любой информации, если она касается действий или бездействия, создающих любую угрозу Российской Федерации.

В шестой статье перечислены мероприятия, проводимые при оперативно — розыскных процессах и все системы, документы и дополнения, считающиеся законными.

Сотрудники специализированных оперативно — розыскных органов вправе проводить:

  • Опросы;
  • Получать любую необходимую для дела компьютерную информацию;
  • Наведение справок и получение любой необходимой для мероприятия информации у других граждан;
  • Проведение экспериментов;
  • Сбор образцов, закупка для проверки качества, конфискация имущества и получение необходимых документов по первому требованию;
  • Внедрение, контроль поставки, прослушка всех телефонных переговоров и контроль пересылаемых сообщений;
  • Наблюдение и отождествление личности;
  • Проверку любых помещений, комнат, зданий, участков, транспортных средств и т. д.

В седьмой статье описаны все причины и основания для того, чтобы сотрудники оперативно — розыскных групп могли проводить свои операции. Основаниями считаются привлечения граждан к уголовной ответственности и получение сотрудниками информации о том, что на определенной территории или в определенное время могут быть проведены незаконные действия.

ОРД проводятся только при наличии определенных условий и требований. Однако задержаны лица могут быть вне зависимости от гражданства, политических убеждений, религии, национальности, социального положения или местонахождения. Все запреты и разрешения регулируются ст. восемь.

В девятой описаны ситуации, когда органы получают информацию для задержания судей. Также описаны ограничения в конституционных правах граждан во время проведения операций.

Рассмотрение материалов о судье, по разрешению Председателя Верховного Суда РФ, происходит в другом равнозначном судебном органе.

Судья другого равнозначного органа имеет право разрешить проводить оперативно — розыскные мероприятия с судьей или запретить это делать.

В 11 статье описаны ситуации и случаи, когда используются результаты оперативно — розыскной деятельности, как они используются, где используются и хранятся в дальнейшем и т. д.

Информация может быть использована в любых следственных мероприятиях, для судебных разбирательств, в случаях, когда необходимо выявить и предупредить граждан об опасности, пресечь и раскрыть преступление, обнаружить и задержать лица, совершающие, совершившие или готовящиеся совершить уголовно наказуемые действия и т. д.

Полученная против определенных лиц информация сотрудниками ОРПГО может быть поводом для возбуждения уголовного дела, задержания лица и т. д. Используются выявленные средства только в судебных заседаниях и во время следствий.

Согласно изменениям, проведенным в статье 13, органы, имеющие право проводить ОРД:

  • Органы внутренних дел Российской Федерации;
  • Федеральная служба исполнения наказаний;
  • Федеральная служба безопасности;
  • Внешняя разведка РФ;
  • Орган исполнительной власти в области гос. охраны;
  • Таможенный орган.

Все перечисленные органы имеют право проводить действия совместно с сотрудниками уголовно — исполнительной системы в следственных изоляторах. Сотрудники ОРПГО имеют право совершать процедуры, действия и мероприятия только в пределах собственных полномочий.

В 15 ст. перечислены все права сотрудников органов оперативно — розыскных действий. Согласно описываемому закону они имеют право изымать у граждан имущество, включая предметы, электронную информацию, бумаги, документы, материалы. Для защиты граждан существует протокол, который сотрудник обязан показать лицу для проведения дальнейших действий и процедур.

Скачать закон об ОРД в новой редакции

Федеральный закон об оперативно — розыскной деятельности регламентирует и контролирует все действия уполномоченных лиц, таким образом защищая граждан. Если лицо считает, что сотрудник ОРПГО нарушил свои полномочия или некачественно выполнил обязанности, ему рекомендуется ознакомиться с этим законом.

Скачать Федеральный закон 144 «Об оперативно — розыскной деятельности» Российской Федерации можно по ссылке.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

Источник: https://lawlinks.ru/144-fz-ob-operativno-rozysknoj-deyatelnosti/

144-ФЗ «Об оперативно розыскной деятельности»

Закон об орд

Действующий ФЗ-144 содержит основные аспекты оперативно-розыскной деятельности РФ. Также обеспечивает проведение законных мероприятий в оперативно-розыскной области.

Описание закона

Федеральный закон №144 принят Государственной Думой 5 июля 1995 года. Последние изменения вносились 6 июня 2016 года. Определяет основные понятия оперативно-розыскной деятельности. Работа проводится:

  • Оперативными отделами органов государственной власти;
  • Уполномоченными лицами;

Оперативно-розыскная деятельность проводится в пределах границ власти. Обеспечивает безопасность:

  • Здоровью граждан;
  • Жизни;
  • Свобод гражданина;
  • Имущества;
  • Общества и государства.

Основные цели настоящего Федерального закона:

  • Обнаружить преступления, раскрыть, выявить или предупредить согласно ФЗ-144;
  • Установить лица, которые нарушают закон или подготавливаются к этому;
  • Поиск лиц, которые скрываются от ОВД, отсутствуют на судебном заседании и пытаются уклониться от уголовной ответственности;

Контролировать информацию, которая угрожает обществу в:

  • Военной;
  • Экономической;
  • Государственной;
  • Экологической области.

Скачать ФЗ-144

Настоящий Федеральный закон №144 содержит 6 глав и 23 статьи. Некоторые из них претерпели изменения 6 июня 2016 года. Чтобы проанализировать действующие статьи с дополнениями, поправками и изменениями, скачайте его по следующей ссылке.

Последние изменения, внесенные в закон 144-ФЗ «Об оперативно розыскной деятельности»

Ниже учитываются изменения 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Утвержден новый регламент выдачи результатов исследования:

  • Органу дознания;
  • Дознавателю ОРД;
  • Прокурору;
  • Следователю;
  • В судебную инстанцию.

В последней редакции закона изменилось несколько статей. Поправки в ФЗ-144 внесены 6.06.2016 года. Ниже рассмотрены основные статьи с измененными формулировками в последнем выпуске:

Статья 6: Претерпела некоторые изменения в последней редакции закона. Она описывает оперативно-розыскные мероприятия, которые контролируют:

  • телеграфные;
  • почтовые отправления;
  • иные сообщения.

Дополнительная возможность поиска согласно ФЗ-144 — прослушивание телефонных разговоров в учреждениях, на предприятии или в организации (вне зависимости от формы управления) юридических и физических лиц.

Информация на основании закона дополняется из бумажных и электронных носителей, компьютерных данных. Дополнительно изымаются документы или договор между органами сотрудниками оперативно-розыскной деятельности.

Статья 7: Перечислены основания в ФЗ-144 для инициации мероприятий оперативно-розыскной деятельности:

  • Привлечение гражданина к уголовной ответственности;
  • Получение информации органами оперативно-розыскной деятельности о возможности подготовки или совершения незаконных действий.

Дополнительно выявляются лица, которые подготавливают других граждан к совершению неправомерных действий. Также говорится о:

  • действиях и мероприятиях, которые влияют на угрозу экономической, государственной или экологической безопасности Российской Федерации;
  • гражданах, которые скрываются от судебного заседания и следствий и уклоняются от уголовной ответственности.

Ознакомьтесь  Закон об адвокатуре

Эти и другие основания закона способствуют проведению следствия относительно подозреваемых граждан. Поправки в последнюю редакцию ФЗ-144 не вносились.

Статья 8: Были внесены некоторые изменения. Описываются препятствия для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Ограничением не является:

  • Гражданство;
  • Национальность;
  • Место пребывания;
  • Социальное положение;
  • Принадлежность к обществу;
  • Политические убеждения и отношение к религии.

Допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий с ограничением прав гражданина в соответствии с Конституцией РФ и согласно ФЗ-144 на основании судебного решения:

  • Разрешается анализировать тайную переписку;
  • Прослушивать телефоны;
  • Почтовые сообщения;
  • Телеграфные переговоры.

Статья 9: Перечислен порядок и основания закона при проведении оперативно-розыскательных мероприятий в судебном порядке. Разрешается проводить следующие расследуемые работы на основании ФЗ-144:

  • Прослушивать телефонные переговоры;
  • Перехватывать переписку;
  • Почтовые и телеграфные уведомления. Независимо от способа передачи: почта или электронные сообщения.

Статья 11: Конечные результаты проводимой розыскной и оперативной деятельности по закону используются в судебном заседании и следствии.

Мероприятия в ФЗ-144 помогают провести предупреждение, выявление или раскрыть преступления.

Проведение оперативных действий помогает выявить граждан, которые уклоняются от уголовной ответственности или следствия. Изменения в последнюю редакцию не вводились.

Статья 13: Перечисляет органы, которые позволяют проводить оперативно-розыскную деятельность.

Проведением оперативно-розыскных мероприятий занимаются:

  • Органы ФСБ (закон о ФСБ тут: );
  • Органы внутренних дел РФ.

Органами ФСБ в ФЗ-144 разрешено проводить оперативно-розыскные мероприятия по закону для обеспечения высокого уровня защиты населения ФЗ-144. Работы не должны затрагивать должностные обязанности лиц, указанные в этой статье.

Статья 15: Перечислены основные права органов оперативно-розыскной деятельности.

Они имеют право изымать согласно ФЗ-144:
  • Предметы;
  • Документы;
  • Материалы;
  • Письменные и электронные уведомления.

Если это влечет к нарушению защиты безопасности на основании ФЗ-144. Для законного изъятия вещественных доказательств, должностное лицо составляет протокол. Учитываются требования уголовно-процессуального кодекса. Изменения в последнюю редакцию закона не вводились.

Скачать полный перечень статей Федерального закона №144 можете по следующей ссылке.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форме ниже, в окошке онлайн-консультанта справа, внизу экрана или позвонив по номерам (круглосуточно и без выходных):

Источник: https://210fz.ru/144-fz-ob-operativno-rozysknoj-deyatelnosti/

Закон — Об ОРД

Закон об орд

Действующий ФЗ-144 содержит основные аспекты оперативно-розыскной деятельности РФ. Также обеспечивает проведение законных мероприятий в оперативно-розыскной области.

Федеральный закон №144 принят Государственной Думой 5 июля 1995 года. Последние изменения вносились 6 июня 2016 года. Определяет основные понятия оперативно-розыскной деятельности. Работа проводится:

  • Оперативными отделами органов государственной власти;
  • Уполномоченными лицами;

Оперативно-розыскная деятельность проводится в пределах границ власти. Обеспечивает безопасность:

Основные цели настоящего Федерального закона:

  • Обнаружить преступления, раскрыть, выявить или предупредить согласно ФЗ-144;
  • Установить лица, которые нарушают закон или подготавливаются к этому;
  • Поиск лиц, которые скрываются от ОВД, отсутствуют на судебном заседании и пытаются уклониться от уголовной ответственности;

Контролировать информацию, которая угрожает обществу в:

  • Военной;
  • Экономической;
  • Государственной;
  • Экологической области.

Настоящий Федеральный закон №144 содержит 6 глав и 23 статьи. Некоторые из них претерпели изменения 6 июня 2016 года. Чтобы проанализировать действующие статьи с дополнениями, поправками и изменениями, скачайте его по следующей ссылке.

Последние изменения, внесенные в закон 144-ФЗ Об оперативно розыскной деятельности

Ниже учитываются изменения 144-ФЗ Об оперативно-розыскной деятельности. Утвержден новый регламент выдачи результатов исследования:

В последней редакции закона изменилось несколько статей. Поправки в ФЗ-144 внесены 6.06.2016 года. Ниже рассмотрены основные статьи с измененными формулировками в последнем выпуске:

Статья 6: Претерпела некоторые изменения в последней редакции закона. Она описывает оперативно-розыскные мероприятия, которые контролируют:

Дополнительная возможность поиска согласно ФЗ-144 прослушивание телефонных разговоров в учреждениях, на предприятии или в организации (вне зависимости от формы управления) юридических и физических лиц.

Информация на основании закона дополняется из бумажных и электронных носителей, компьютерных данных.

Дополнительно изымаются документы или договор между органами сотрудниками оперативно-розыскной деятельности.

Статья 7: Перечислены основания в ФЗ-144 для инициации мероприятий оперативно-розыскной деятельности:

  • Привлечение гражданина к уголовной ответственности;
  • Получение информации органами оперативно-розыскной деятельности о возможности подготовки или совершения незаконных действий.

Дополнительно выявляются лица, которые подготавливают других граждан к совершению неправомерных действий. Также говорится о:

  • действиях и мероприятиях, которые влияют на угрозу экономической, государственной или экологической безопасности Российской Федерации;
  • гражданах, которые скрываются от судебного заседания и следствий и уклоняются от уголовной ответственности.

Эти и другие основания закона способствуют проведению следствия относительно подозреваемых граждан. Поправки в последнюю редакцию ФЗ-144 не вносились.

Статья 8: Были внесены некоторые изменения. Описываются препятствия для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Ограничением не является:

  • Гражданство;
  • Национальность;
  • Место пребывания;
  • Социальное положение;
  • Принадлежность к обществу;
  • Политические убеждения и отношение к религии.

Допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий с ограничением прав гражданина в соответствии с Конституцией РФ и согласно ФЗ-144 на основании судебного решения:

  • Разрешается анализировать тайную переписку;
  • Прослушивать телефоны;
  • Почтовые сообщения;
  • Телеграфные переговоры.

Статья 9: Перечислен порядок и основания закона при проведении оперативно-розыскательных мероприятий в судебном порядке. Разрешается проводить следующие расследуемые работы на основании ФЗ-144:

  • Прослушивать телефонные переговоры;
  • Перехватывать переписку;
  • Почтовые и телеграфные уведомления. Независимо от способа передачи: почта или электронные сообщения.

Статья 11: Конечные результаты проводимой розыскной и оперативной деятельности по закону используются в судебном заседании и следствии.

Мероприятия в ФЗ-144 помогают провести предупреждение, выявление или раскрыть преступления.

Проведение оперативных действий помогает выявить граждан, которые уклоняются от уголовной ответственности или следствия. Изменения в последнюю редакцию не вводились.

Статья 13: Перечисляет органы, которые позволяют проводить оперативно-розыскную деятельность.

Проведением оперативно-розыскных мероприятий занимаются:

Органами ФСБ в ФЗ-144 разрешено проводить оперативно-розыскные мероприятия по закону для обеспечения высокого уровня защиты населения ФЗ-144. Работы не должны затрагивать должностные обязанности лиц, указанные в этой статье.

Статья 15: Перечислены основные права органов оперативно-розыскной деятельности.

Они имеют право изымать согласно ФЗ-144:

Если это влечет к нарушению защиты безопасности на основании ФЗ-144. Для законного изъятия вещественных доказательств, должностное лицо составляет протокол. Учитываются требования уголовно-процессуального кодекса. Изменения в последнюю редакцию закона не вводились.

Скачать полный перечень статей Федерального закона №144 можете по следующей ссылке.

3

Подскажите, что делать, если соседи ведут себя неадекватно? Каждый день они напиваются, дерутся, орут матом и портят общественно имущество. Несколько раз мы с мужем вызвали полицию, но соседям удалось откупиться и их даже не забрали в участках.

Дайте совет как поступать в таких ситуациях.

При покупке телефонного номера консультант попросил у меня паспортные данные.

Законно ли это и зачем телефонному оператору нужны мои данные?

Можно ли в суде предоставить видеосъемку в качестве доказательств вины ответчика? Является ли это юридически возможно?

Источник: http://eda-x.ru/zakony-rf/zakon-ob-ord

Федеральный закон «Об оперативно – розыскной деятельности»

Закон об орд

Многие граждане России имели дело с расследованием преступлений.

Кто-то участвовал в качестве потерпевшего, кто-то был свидетелем, а кто-то даже привлекался к уголовной ответственности.

Поэтому знание уголовного процесса – это те знания, которые никогда не будут лишними.

Важным элементом уголовного процесса является оперативно – розыскная деятельность, поскольку именно с нее запускается мощный государственный механизм под названием уголовный процесс.

Знание основ, полномочий органов, задач и принципов осуществления оперативно розыскной деятельности помогут гражданину выбрать правильное поведение при вовлечении в процесс расследования преступления.

12 августа 1995 года вступил в силу Федеральный закон «Об оперативно – розыскной деятельности», (далее закон «Об ОРД»), который закрепляет задачи данной деятельности, гарантии соблюдения закона при ее проведении, а также ее принципы и отдельные мероприятия.

Данный закон регулирует деятельность должностных лиц, осуществляющих оперативно – розыскные мероприятия только на территории Российской Федерации.

С момента принятия закон неоднократно менялся, и последние изменения были приняты 23.12.2013 года.

Оперативно – розыскная деятельность – это деятельность уполномоченных органов по предотвращению совершения преступлений и розыску лиц, готовящихся совершить преступление, либо совершающих или совершивших преступление.

Задачи

Одной из задач оперативно – розыскной деятельности является обнаружение, предупреждение и раскрытие преступлений, а также определение лиц, готовящихся совершить преступление либо совершающих или совершивших преступление.

Так, с целью выявления лиц, готовящихся совершить преступление, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, нередко применяют оперативное внедрение.

Оперативный сотрудник внедряется в преступное сообщество с целью выявить готовящееся преступление, а также установить лица, которые собираются его совершить.

Кроме того, внедренному оперативному сотруднику необходимо определить распределение ролей в организованной преступной группе или преступном сообществе.

Нередко оперативное внедрение сопровождается фото- или видеосъемкой, а также с прослушиванием телефонных переговоров участников преступления.

Нередко фото- и видеоматериалы служат доказательствами в суде, которые свидетельствуют о причастности лиц к совершению преступления.

Другой задачей ОРД является розыск лиц, совершивших преступление и уклоняющихся от следствия, дознания либо суда.

Для того чтобы найти скрывающегося человека, необходимо установить лиц, которые могут оказывать ему помощь и контактировать с ним.

Для этого наводятся справки, прослушивается телефон и контролируется вся почтовая корреспонденция.

Принципы

Основными принципами осуществления ОРД являются принципы законности и соблюдения прав и свобод человека, а также сочетание гласных и негласных методов и средств конспирации.

Принцип законности означает, что уполномоченные лица и органы, осуществляющие оперативно – розыскную деятельность, должны действовать исключительно в рамках закона.

Они осуществляют только те действия, которые указаны в законе и в случаях, предусмотренных законом.

Принцип соблюдения прав и свобод граждан означает, что при проведении мероприятий не должны нарушаться свободы и права как лиц, подозреваемых в совершении преступлений, так и иных посторонних физических и юридических лиц.

Закон «Об ОРД» гарантирует лицу, в отношении которого проводятся мероприятия, тайну личной жизни, переписки, прослушанных звонков.

Прослушивание телефонных переговоров – это нарушение тайны личной жизни.

Поэтому органы должны сделать все, чтобы данная информация не стала известной посторонним лицам.

Закон не допускает использование записей телефонных переговоров в качестве доказательств, и поэтому с уверенностью можно сказать, что в суде они не будут оглашены.

Кроме того, закон гарантирует лицу, в отношении которого проводилась запись телефонных переговоров, судебную защиту в случае попадания данной записи в посторонние руки или ее опубликования.

ОРД проводится тогда, когда возбуждено уголовное дело.

Необходимо помнить, что уголовные дела возбуждаются, когда есть признаки совершения преступления, и поэтому целью проведения оперативно-розыскных действий является сбор доказательств и розыск лиц, совершивших преступление.

Кроме того, оперативно – розыскные мероприятия (ОРМ) проводятся и тогда, когда в органы поступило сообщение о лицах, скрывающихся от органов предварительного расследования, о готовящихся преступлениях либо о событиях, которые представляют угрозу безопасности РФ.

При этом закон не указывает, какое именно сообщение должно поступить в органы ОРД, для того чтобы провели соответствующие мероприятия.

Предполагается, что это могут быть заявления граждан, запросы государственных или судебных органов.

Нередко органы, осуществляющие ОРД, проводят мероприятия по сообщениям из различных средств массовой информации.

Следователи, суды, дознаватели в рамках производства по конкретным делам также имеют право давать поручение на производство конкретных оперативно – розыскных мероприятий.

В результате проведения данных мероприятий следователь принимает решение о возбуждении уголовного дела, об избрании меры пресечения для лица, подозреваемого в совершении преступления.

Суд на основании результатов ОРД также выносит определения в рамках своей компетенции.

Компетенция органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, строго разграничена, и они не имеют права проводить мероприятия, которые не закреплены за ними.

Поэтому они могут направлять запросы для проведения оперативно-розыскных мероприятий в другие органы.

Например, лицо, которое находится в розыске, совершило преступление в одном регионе страны, а скрывается в другом.

В этом случае оперативные органы региона, где было совершено преступление, направляют запрос в органы региона России, где лицо скрывается, в рамках розыскных мероприятий.

Таким же образом органы ОРД в РФ могут направлять запрос в инстанции иностранных государств при наличии соответствующего международного договора между РФ и иностранным государством.

Обычно такие запросы направляются в случае, когда лицо, совершившее преступление на территории РФ, скрывается в другом государстве.

Оперативно розыскные мероприятия проводятся также на основании постановления о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц.

Такими лицами могут быть потерпевшие, свидетели, а также судьи и другие должностные лица.

Ряд оперативно розыскных мероприятий проводится только при совершении или подготовке преступлений средней тяжести, тяжкого и особо тяжкого преступления.

К таким действиям относятся прослушивание телефонных переговоров, контролируемая поставка, оперативный эксперимент.

Поскольку главным принципом осуществления ОРД является принцип законности, то все оперативно – розыскные мероприятия должны проводиться в рамках закона «Об ОРД».

В случае нарушения законодательства лицо, в отношении которого проводятся настоящие мероприятия, имеет право обжаловать данные действия в вышестоящем органе, в прокуратуре или в суде.

При этом если лицо обжалует действия органов ОРД в прокуратуре, то это не мешает ему обратиться в суд с подобным заявлением.

Если действия сотрудников, осуществляющих ОРМ, будут признаны незаконными, то сведения, собранные в результате данных мероприятий не будут доказательствами в суде.

Кроме того, если должностные лица, осуществляющие ОРД, причинят имущественный вред, то данный вред будет компенсирован на основании судебного решения в рамках гражданского дела.

Сотрудников также могут привлечь и к уголовной ответственности при наличии признаков совершенного ими преступления.

ОРМ проводятся до возбуждения уголовного дела и при наличии признаков преступления, в отношении лица возбуждается уголовное дело.

Вам наверняка будет интересно посмотреть ментальную карту “Действия при утрате паспорта”, где подробно рассказано что делать если паспорт был украден

Или ТУТ вы узнаете чем грозит нарушение тишины и покоя граждан

А в этой СТАТЬЕ объясняется в какие сроки необходимо произвести временную регистрацию по месту пребывания

Незаконность действий

Лицу, в отношении которого проводятся такие мероприятия, необходимо знать, что действия указанных должностных лиц могут быть признаны незаконными в следующих случаях:

  • Мероприятия проведены не уполномоченным на то органом.
  • Проведены мероприятия, не предусмотренные законом «Об ОРД»
  • Не имелось оснований для проведения таких мероприятий, предусмотренных законом «Об ОРД».
  • Не было дополнительных условий к производству ОРМ.
  • Не был соблюден предусмотренный ФЗ «Об ОРД» порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий
  • Не были соблюдены требования ФЗ «Об ОРД» о применении в ходе ОРМ надлежащих технических средств.

При наличии данных признаков лицо может в судебном порядке обжаловать действия сотрудников, проводящих ОРМ.

Лицо имеет право самостоятельно обжаловать данные действия, а может обратиться к адвокату.

Необходимо помнить, что лицо, в отношении которого проводятся оперативно-розыскные мероприятия, имеет право пользоваться услугами адвоката с момента задержания.

Кто осуществляет ОРД

Осуществляют оперативно – розыскную деятельность:

  • органы внутренних дел,
  • таможенные органы РФ,
  • Федеральная служба безопасности,
  • Служба внешней разведки,
  • Федеральная служба исполнения наказаний,
  • Федеральная служба охраны,
  • органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Данные органы обязаны действовать исключительно в пределах своих полномочий и в соответствии с задачами и целями, закрепленными в законе «Об ОРД».

Полномочия данных органов определяется в законах, регулирующих деятельность конкретного органа.

Так, например, Федеральная служба безопасности осуществляет оперативно – розыскную деятельность в рамках борьбы с терроризмом, в рамках расследования незаконного пересечения границы РФ, в рамках контрразведывательной деятельности.

Таким образом, Федеральный закон «Об оперативно – розыскной деятельности» строго определяет круг органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, круг оперативно розыскных мероприятий, а также основания и условия осуществления оперативно-розыскной деятельности.

Органы, осуществляющие оперативно – розыскную деятельность, могут осуществлять только те мероприятия, которые указаны в законе «Об ОРД».

Лицо, в отношении которого проводятся ОРМ, имеет право пользоваться услугами защитника с момента задержания.

ОРМ, нарушающие тайну почтовой корреспонденции и телефонных разговоров, а также неприкосновенность жилища, должны проводиться только после вынесения определения суда.

Для проведения ОРМ у органов, осуществляющих оперативно – розыскную деятельность, должны быть основания, предусмотренные законом «Об ОРД».

Источник: https://legalmap.ru/articles/kp/Executive/fz-ob-ord/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.