+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Новые штрафы по 44 фз

Содержание

Штрафы по 44фз

Новые штрафы по 44 фз

За нарушения в сфере госзакупок предусмотрены разные виды ответственности. В частности – административная и уголовная. Об этом говорится в ст. 107 44 фз.

Ответственности за нарушение порядка осуществления госзакупок посвящена ст. 7.30 коап РФ.

В этом материале рассмотрим, за что грозит наказание в сфере госзаказа, кого могут привлечь к ответственности, и какие санкции предусмотрены законом.

Штрафы 44-ФЗ по КоАП

Нарушения возможны в следующих случаях:

  • при планировании закупок;
  • при определении поставщика (в том числе при выборе способа);
  • при возврате средств по обеспечению;
  • при заключении и исполнении контракта.

Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру необходимо зарегистрироваться.
Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

За размещение в плане или плане-графике закупок, которые не соответствуют целям и требованиям закона, налагается штраф до 50 тыс. рублей.

За несоблюдение порядка или формы обоснования цены контракта или способа выбора поставщика – 10 тыс. рублей. За несоблюдение срока возврата обеспечения заявки предусмотрен штраф до 5 тыс.

рублей при просрочке на три дня и менее и до 15 тыс. рублей при просрочке более чем на три дня.

Отметим, что меры ответственности могут применять не только по отношению к руководителю предприятия-заказчика или должностному лицу, ответственному за закупки (контрактному управляющему или работнику контрактной службы), но и к операторам электронных площадок – за разглашение сведений, полученных в ходе торгов.

Штрафы и пени для заказчика и поставщика: все ситуации, когда штрафуют по-новому

С 9 сентября изменились штрафы за неисполнение контракта. Наказывать теперь будут за каждый факт нарушения. На восьми ситуациях мы поясним, как считать новые штрафы. Введите в автоматический расчетчик цену контракта и увидите сумму штрафа. А как прописать штрафы в проекте контракта покажем на образце.

Например, за нарушение правил документооборота – штраф 15 тыс. рублей , разглашение информации до подведения итогов аукциона – до 250 тыс. рублей . Также операторы ЭТП будут обязаны возместить заказчику убытки.

44 фз диктует, какую информацию нужно размещать в ЕИС. В частности, это планы и планы-графики, извещения, разъяснения, проекты контрактов, протоколы, отчетность и т.д. За неразмещение данных в ЕИС для должностных лиц установлен штраф 50 тысяч рублей, для юрлиц – полмиллиона.

Если нарушены порядок размещения этих документов или требования к ним, должностное лицо ждет штраф в размере 15 тысяч рублей, юридическое – 50 тысяч . Фз о контрактной системе предписывает заключать контракты с субъектами малого бизнеса в определенном объеме.

Если нарушить требования закона № 44, полагается 50 тысяч рублей штрафа.

Предусмотрено наказание также за необоснованное отклонение заявки . Возможные причины для отказа прописаны в 44 фз.

Если заказчик отказал по незаконным основаниям, ему полагается штраф в размере 1 процента от начальной цены контракта, но не менее 5 и не более 30 тысяч рублей .

Такая же санкция предусмотрена, если заказчик примет заявку, несоответствующую требованиям закона. За признание победителя с нарушениями требований закона заказчика оштрафуют на 50 тысяч.

Штраф по контракту по 44-ФЗ

Если предыдущие рассмотренные нами меры ответственности касались подготовительного этапа закупки, то в этом разделе мы рассмотрим санкции за несоблюдение условий контракта.

44-ФЗ устанавливает, что контракт должен быть заключен на условиях, содержащихся в документации о закупке, а также предложенных победителем. За несоблюдение этого требования закона № 44 грозит наказание: штраф 1% от цены контракта, но не менее 50 тыс. рублей для юрлиц.

Если нарушения сопряжены с дополнительными тратами из бюджета – штраф составляет двукратный размер дополнительно израсходованных средств бюджетов.

Нарушения срока заключения контракта караются санкцией в 50 тыс. рублей для должностных лиц. Изменение существенных условий , если это не предусмотрено фз о контрактной системе и контрактом, — 20 тыс. рублей для должностных лиц и 200 тыс. для предприятий.

Начислен штраф, оплачен с собственного источника финансирования, как отражать?

Пунктами 36 и 37 порядка формирования информации, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденного приказом Минфина России № 136н, установлен перечень сведений, которые указываются при формировании информации об исполнении контракта, в том числе информации об оплате контракта, а также при формировании информации о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением стороной контракта обязательств, предусмотренных контрактом.

Таким образом, отражаете информацию о начислении штрафа, в связи с ненадлежащим исполнением стороной контракта обязательств. При этом включение в реестр контрактов информации о наличии судебно-претензионной работы по контракту не предусмотрено.

Штрафные санкции на заказчиков за нарушение законодательства о закупках

В статье расскажем, кого можно привлечь к административной ответственности: должностное или юридическое лицо? Как избежать привлечения к ответственности невиновного сотрудника? А также срок давности и обжалование постановлений.

Повышайте квалификацию на курсе «Профессиональное управление государственными и муниципальными закупками, 256 ак.часов» для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий.

Программа разработана на основе требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».За нарушение законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок предусмотрена ответственность (ст.

107 закона № 44-ФЗ).

Ответственность за нарушение законодательства в области закупок

Лица, виновные в нарушении законодательства РФ в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность ( ч. 1 ст. 107 Закона № 44-ФЗ) .

Остановимся на административной ответственности. Кто будет к ней привлечен?

  • должностное лицо — в случае совершения им административного правонарушения, связанного с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей: контрактный управляющий или работник контрактной службы.
  • юридическое лицо — если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, предусмотренных КоАП РФ, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению указанных норм.

Обратите внимание, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за это же правонарушение должностное лицо, физическое лицо, равно как и привлечение к административной ответственности физического лица не освобождает от ответственности юридическое лицо.

Зачастую уполномоченные органы привлекают к ответственности именно должностных лиц, т.е. сотрудников, избегая привлечения к ответственности юридических лиц. Привлечь к ответственности и наложить штраф на должностное лицо могут даже при увольнении сотрудника из организации-заказчика, если не истек срок давности.

Особенности административной ответственности:

  • национализированность:
  • назначается только за административные проступки;
  • субъект ответственности определяется широким кругом уполномоченных лиц;
  • административная ответственность применяется к не подчиненным лицам;
  • не влечет за собой судимость;
  • к административной ответственности чаще привлекают во внесудебном (административном) порядке.

Как избежать привлечения к ответственности невиновного сотрудника

Как подстраховать сотрудников от риска привлечения к ответственности за нарушения, к которым они не имеют никакого отношения? Бывает так, что по итогам проверки контрольные органы в закупочных документах выявляют нарушения, например нарушение при составлении плана-графика. Ответственность за составление плана-графика лежит на контрактной службе, т.е. теоретически к ответственности могут быть привлечены все ее сотрудники.

Для того, чтобы избежать рисков привлечения к ответственности невиновных сотрудников, заказчикам рекомендуется:

  • в положении о контрактной службе детализировать должностные полномочия каждого сотрудника контрактной службы с указанием конкретных действий, сроков, отведенных на их осуществление, прописать наименование должностей;
  • прописать взаимодействие структурных подразделений заказчика, ответственных за те или иные стадии осуществления закупочной деятельности;
  • сделать лист ознакомления ответственных сотрудников с регламентом и должностными полномочиями, закрепленными за ними.

Можно ли оспорить штраф и как это сделать

Штраф имеет смысл оспаривать, если его наложили незаконно или с нарушением порядка привлечения к административной ответственности. Вопрос об обжаловании можно рассматривать в следующих случаях:

  • когда лицо привлекают к ответственности по истечении срока давности;
  • когда нарушен порядок привлечения к ответственности, например, когда нарушение не доказано, отсутствуют факты, подтверждающие, что лицо, привлекаемое к ответственности нарушило закон.

Например, за направление сведений в реестр контрактов ответственна контрактная служба и за нарушения могут привлечь к ответственности всю службу, но есть конкретный сотрудник, за которым указанные функции закреплены. Таким образом, если уполномоченный орган привлек к ответственности всю контрактную службу, невиновные сотрудники могут оспорить штраф.

Обратите внимание на правильность составления протокола об административных правонарушениях. Если он составлен неправильно, суд может не привлечь к ответственности, т.к. указанный протокол является основным по делу об административном правонарушении.

Обратите внимание на надлежащее уведомление о месте и времени рассмотрении дела об административном правонарушении. Если уполномоченный орган не уведомил обвиняемое лицо, то штраф необходимо оспорить.

Так же и в случае, если лицо уже подвергалось за данное нарушение административному наказанию.

Куда обжаловать постановление об административном правонарушении

Органы власти, которые уполномочены рассматривать жалобы:

  1. Федеральная антимонопольная служба (далее — ФАС России);
  2. Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ;
  3. Уполномоченные органы местного самоуправления.

Контрольный орган выбирается в зависимости от того, для каких нужд совершалась закупка:

  • муниципальные нужды — любой из названных органов;
  • нужды субъекта РФ — ФАС России или орган исполнительной власти субъекта РФ;
  • федеральные нужды или государственный оборонный заказ — ФАС России.

Если было вынесено решение по наложению штрафа, оно может быть обжаловано в течение 10 дней с момента получения решения (по почте или на руки).

Физическое лицо, на которого было составлено постановление, может направить обжалование в районные суды, а юридическое — в арбитражные.

Арбитражный суд может принять обжалование от физического лица, но затем остановить процесс, но таким образом будет пропущен 10-дневный срок.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого вынесено постановление.

В КоАП РФ установлено, что жалоба на постановление, вынесенное должностным лицом, подается вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела. Если жалоба поступила одновременно в суд и к вышестоящему должностному лицу, ее рассматривает суд.

Жалоба может быть подана в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления по делу. Пропуск срока может быть восстановлен судьей, должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу, по ходатайству ее автора.

Срок рассмотрения жалоб — 10 дней со дня их поступления. Жалобы рассматриваются судьями и должностными лицами единолично. При их рассмотрении проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления. Порядок обжалования установлен ст. 30 КоАП РФ.

Каков может быть результат:

  1. Жалоба остается без удовлетворения и постановление остается без изменений.
  2. Постановление отменяется и дело направляется на новое рассмотрение.
  3. Постановление отменяется и дело прекращается.
  4. Изменяется мера административного наказания при условии, что оно не будет усилено.

Положение лица ухудшено быть не может.

Срок давности привлечения к административной ответственности

Срок давности составляет 1 год с момента совершения административного правонарушения. Он отсчитывается не с момента рассмотрения жалобы (выявления правонарушения), а с момента совершения. К примеру, должен быть размещен протокол по итогам закупки, но он не был размещен.

Крайний срок размещения такого протокола будет началом отсчета. В течение года с этого момента лицо могут привлечь к административной ответственности. Лицо, принимающее решение, в течение этого времени выносит постановление о привлечении к ответственности или снимает обвинения.

При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Штрафы по 44-ФЗ

После начала действия в 2013 году Федерального Закона № 44 было необходимо также ввести санкции за несоблюдение его норм. Штрафы за нарушение 44-ФЗ прописаны в КоАП (Кодексе об административных правонарушениях) и разделены по статьям. Взыскания применяются по отношению как к недобросовестным поставщикам и заказчикам, так и к оператору электронной площадки.

Штрафы по контракту по 44-ФЗ строго регламентированы законом и их суммы приведены в таблице ниже.

Если у вас возникает спорный момент и вы не уверены, правомерными ли будут ваши действия в том или ином тендере, вы всегда можете обратиться к нашим специалистам, которые с готовностью проконсультируют вас даже в самых сложных вопросах. Все консультации бесплатны, для этого всего лишь необходимо оставить заявку на нашем сайте.

Подача жалобы в ФАС

консультация тендерных специалистов и юристов для избежания наложения санкций

Штрафы по 44-ФЗ за ненадлежащее исполнение и неисполнение контракта

С сентября 2021 года стали применяться новые правила расчета штрафных санкций в госконтракте за нарушение его исполнения. Взыскания будут применять как к исполнителям, так и к заказчикам госзаказа.

Источник: http://agentsovetnik.ru/shtrafy-po-44fz/

Штрафы и пени для поставщиков по 44‑ФЗ

Новые штрафы по 44 фз

Статья актуальна на 16 февраля 2021

В любом госконтракте есть пункт, где заказчик прописывает ответственность поставщика. Посмотрим, чем отличаются штрафы и пени, как их рассчитывают и в каких случаях можно избежать. 

Когда взыскивают штрафы и пени?

44-ФЗ предусматривает два основных вида нарушения:

  • Ненадлежащее исполнение контракта, за которое заказчик требует штраф;
  • Просрочка исполнения, за которую начисляет пени, или неустойку.

Ненадлежащее исполнение — значит, ваш товар или услуга не соответствует параметрам из контракта.

Например, если заказчик указал, что автомобильные шины должны быть текущего года выпуска, то прошлогодние он имеет право не принять. То же самое с просрочкой — нельзя выходить за сроки, указанные в контракте.

Пени не начисляют за дни, которые требуются заказчику для приемки товара (это разъяснение Минфина из письма от 07.11.2021 N 24-03-08/73293).

Внести изменения в значимые условия контракта по 44-ФЗ нельзя. Если вы начали выполнять подписанный контракт с нарушением графика, заказчик начислит пени. Если просрочка произошла по вашей вине, придется оплатить, если нет — можно оспорить.

Как насчитывают пени и штрафы?

Размер пени за просрочку и штрафов за различные нарушения индивидуален. Пени и штрафы в контрактах, заключенных до 9 сентября 2021 года, считают по формулам, которые прописаны в постановлении правительства от 25.11.2013 № 1063. Для закупок, опубликованных после 9 сентября 2021, действуют новые правила из постановления правительства от 30.08.2021 № 1042.   

Старые правила расчета пени

Посмотрим на примере, как рассчитывают пени. Цена контракта — 500 тыс. руб., срок исполнения контракта — 20 дней. Поставщик не исполнил контракт вовремя, просрочка — 12 дней.

  1. Сначала определяем коэффициент К по формуле К = (ДП/ДК) х 100%, где ДП — количество дней просрочки, ДК — срок исполнения обязательств.
    К = (12 / 20) x 100% = 60%. Если К = 0-50%, то ставка 0,01 ставки рефинансирования Если К = 50-100%, то ставка = 0,02 ставки рефинансирования

    Если К = 100% и больше, то ставка = 0,03 ставки рефинансирования

  2. Затем рассчитываем ставку по формуле С = Сцб х ДП, где Сцб — ставка рефинасирования ЦБРФ на дату уплаты пени, определяемой с учетом коэффициента К, а ДП — количество дней просрочки.
    Сейчас размер ставки ЦБРФ — 10%. Значение К попадает в диапазон «50-100%», поэтому в формуле расчета Сцб берем 0,02 от ставки рефинансирования. Получаем С = (0,10 x 0,02) x 12 = 0,024
  3. Наконец, вычисляем пеню по формуле П= (Цк — В) х С, где Цк — цена контракта, В — стоимость уже выполненных обязательств,а С — размер ставки:
    Цк = 500 000 руб.,
    В = 0, т.к. контракт не был исполнен даже частично,
    С = 0,024

Пеня = (500 000 руб. – 0 руб.) x 0,024 = 12 000 руб.

Если поставщик исполнил контракт частично, то при расчете пени это учитывают в формуле. Например, стоимость поставленных товаров — 200 тыс. руб.:

Пеня = (500 000 руб. — 200 000 руб.) x 0,024 = 7 200 руб.

Новые правила расчета пени

С 9 сентября 2021 сложные формулы не используют. За каждый день просрочки начисляют 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта.

Цена должна быть уменьшена на сумму уже выполненных работ. Если в контракте есть этапы исполнения, неустойка начисляется исходя из цены этапа, а не всего контракта.

 Общая сумма неустойки для заказчика или поставщика не может превышать цену контракта.

Старые правила расчета штрафов

Штраф за все нарушения — это фиксированная сумма, которая зависит от цены контракта.  

НМЦ (в руб.)< 3 млн 3-50 млн 50-100 млн >100 млн 
% штрафа10510,5

Новые правила расчета штрафов 

Сумма штрафов в контрактах до 100 млн рублей не изменилась, но в закупках больше этой суммы штрафы теперь ниже. 

НМЦ (в руб.)< 3 млн 3-50 млн 50-100 млн от 100 до 500 млн от 500  млн до 1 млрдот 1 до 2 млрдот 2 до 5 млрдот 5 до 10 млрд> 10 млрд
% штрафа10510,50,40,30,250,20,1

Штрафы за некачественное исполнение контракта гораздо больше, чем пени за просрочку. Если срок контракта подходит к концу, а вы не успеваете выполнить работу качественно, то лучше исполнить контракт с просрочкой, но качественно. Так вы потеряете меньше денег.

Поставщик согласен, что нарушил условия контракта и платит добровольно

В этом случае порядок действий такой:

  1. Заказчик пишет претензию в свободной форме, где описывает факт просрочки, указывает реквизиты контракта, сумму к оплате, номер счета.
  2. Поставщик отвечает в письме о согласии оплатить пени и перечисляет на счет заказчика деньги.
  3. Стороны подписывают акт приемки, заказчик полностью оплачивает контракт и возвращает обеспечение.

Поставщик согласен с нарушением, но заказчик взыскивает деньги сам

Есть три варианта, как именно заказчик удерживает штраф или пени:

  • Из суммы, которую должен поставщику за исполнение контракта.
  • Из обеспечения контракта. Такая ситуация возможна, но она спорная. Поставщик может подать в суд на заказчика, так как сумма обеспечения — страховка от невыполнения госконтракта, использовать ее в других целях незаконно.
  • От банка, в котором поставщик оформил гарантию на исполнение контракта. Если в гарантии есть пункт о взыскании пени за просрочку, заказчик может потребовать у банка компенсировать ему неустойку. Разбирательство с банком не должно влиять на завершение контракта: стороны подписывают акт приемки, заказчик оплачивает контракт.

Поставщик не согласен с начисленными штрафами и пени

Например, поставщик не смог вовремя начать строительство, потому что заказчик не предоставил проектную документацию. В этом случае нужно продолжать работы, а пени оспаривать. Получив претензию, поставщик подает в арбитраж. Суд разбирает обстоятельства дела и решает:

  • Освободить поставщика от уплаты, если заказчик не предоставил доказательств несвоевременного выполнения работ;
  • Удовлетворить требования заказчика частично. Например, по формуле неустойка составила 1 млн рублей, а суд обяжет вернуть только 200 тыс. рублей «в связи с явной несоразмерностью последствиям нарушения обязательства»;
  • Полностью удовлетворить требование заказчика.

Можно ли избежать штрафов?

Заказчик не может сам решать, начислять пени или нет. Он обязан это сделать, как только произошла просрочка или нарушены условия контракта. Размер пени за просрочку нельзя изменить даже по согласованию сторон. Но есть ситуации, когда их не начисляют.

Закупка у единственного поставщика

Заказчик может не писать в контракте сумму штрафов и неустоек, если проводит закупку у единственного поставщика и она не дороже 100 тыс. руб.:

  • на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия,
  • на поставку лекарств.

Например, в этой закупке штраф есть, а в этой заказчик решил не устанавливать наказание.

Виноват сам заказчик

Поставщик может оспорить штраф или пени, если докажет, что его вины нет:

«Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны» (ч.9, ст.22, 44-ФЗ).

В Гражданском кодексе нет закрытого списка обстоятельств непреодолимой силы. Заказчик прописывает их сам в документах закупки — например, закрытие границ, военные действия, объявление карантина, природные катаклизмы и т.д. Если в контракте этого списка нет, будет сложнее доказать, что вы не виноваты в просрочке. Также проверьте, чтобы в контракте были:

  • этапы и сроки выполнения работ, в которые вы успеете уложиться,
  • сроки исполнения обязательств обеих сторон,
  • условие о порядке и сроках приемки товара,
  • параметры, по которым заказчик будет принимать товар.

Если сроки работ или требования к товарам вас смущают, помните, что внести изменения в него можно только на этапе подачи заявки. Для этого нужно подать запрос на разъяснения заказчику или жалобу в ФАС, обосновав свою претензию. Нереальные сроки исполнения контракта — это один из способов ограничить конкуренцию.

Источник: https://zakupki.kontur.ru/site/articles/1138-shtrafy

Штрафы по ФЗ 44: виды, размер

Новые штрафы по 44 фз

Поставщики и заказчики часто совершают множество ошибок при совершении закупки. Такие ошибки могут быть как преднамеренными, так и из-за незнания основ законодательства Российской Федерации. К сожалению, из-за ошибок может быть наложена административная ответственность и лицо получит штрафные санкции. Для того, чтобы избежать этого, стоит изучить Федеральный закон номер 44.

Виды штрафов

Согласно Федеральному закону 44 существует большое количество случаев, когда заказчик или поставщик нарушали свои обязательства по договору, не выполняли свою работу или выполняли ее некачественно, опаздывали со сроками и т. д.

Для таких случаев существует система административных штрафов по 44 ФЗ. Поставщик может предоставить заказчику некачественный товар, в разбитой или сломанной таре, меньшего количество, чем было оформлено в заявке и т. д.

Заказчик же может задержаться со сроками оплаты или отказаться платить вообще. В таких случаях стоит обратиться к противоположной стороне с просьбой исправить нарушения и только в случае отказа обращаться в органы за привлечением к ответственности.

Часто такие лица просто не знают, что эта сфера регулируется законодательством, поэтому рекомендуется изучить штрафные санкции по 44 ФЗ.

Вид и категория штрафа зависит от тяжести совершенного преступления. Стороны могут понести:

  • Дисциплинарную ответственность;
  • Уголовную ответственность;
  • Административную ответственность;
  • Гражданско-правовую ответственность.

Кроме наложения штрафных санкций органы могут прийти к решению о возмещении нарушившей стороной убытков и компенсации за ущерб.

Нарушение по контрактной системе

Ответственность за нарушение по контрактной системе различается в зависимости от ситуации и цены контракта. Штраф за неисполнение контракта по ФЗ 44 рассчитывается в соотношении процента от цены. Последняя редакция закона затронула вопрос о государственных закупках, являющийся самым актуальным на сегодняшний день.

Согласно представленным изменениям ответственность за нарушения несут:

  • Заказчик и поставщик;
  • Оператор электронной площадки (особенно в случае выдачи конфиденциальной информации клиента);
  • Сотрудники государственных и федеральных органов;
  • Организации со специализацией закупок;
  • Работники комиссий по государственным закупкам.

Самыми распространенными нарушениями по Федеральному закону 44 считаются:

  • Невыполнение обязательств по договору до назначенного срока;
  • Формы документов и других бумаг, заполненные не по законодательным нормам или несоблюдение формальных норм закона;
  • Невыполнение обязательств, некачественное или неполное выполнение обязательств.

В случае выявления таких нарушений стороне предъявляется документ о начислении пени. Нарушителю дается срок на исправление и в случае просрочки пеня повышается. Пострадавшая сторона имеет право разорвать контракт в одностороннем порядке.

Для заказчика

Согласно ФЗ 44, на сегодняшний день денежная сумма штрафов регулируется Кодексом Российской Федерации об Административных Правонарушениях, статьями 7.29 — 7.32.1.

Штрафы для заказчиков описаны в статьях 7.29 — 7.29.3.

В случае если есть возможность совершенной ошибки или противоположная сторона считает, что заказчик нарушает закон, рекомендуется свериться с ФЗ 44 и перечисленными выше статьями КоАП.

Любое нарушение контракта заказчиком будет рассматриваться как ситуация для наложения административной ответственности.

Самым незначительным нарушением считается просрочка возврата денежных средств на 3 дня, за это нарушение начисляется штраф в 5 тысяч рублей.

Самым крупным нарушением считается отказ поставщика от заключения оборонного заказа с Вооруженными Силами РФ, это нарушение исчисляется в один миллион рублей.

Ответственность за нарушение сроков

Штрафы по 44 ФЗ за нарушение сроков оплаты по контракту растут в размере с каждым днем после просрочки и нарушитель обязан выплатить всю накопившуюся денежную сумму. Также сумма штрафа, кроме сроков, сильно зависит от вида контракта. Если случилась просрочка договора в разных категориях контракта, сумма штрафа будет разной.

В случае, если просрочка не превысила два дня, но предмет договора был — поставка государственного оборонного заказа, то штраф может превысить 30 тысяч рублей. Но в случае обычного заказа у поставщика, при просрочке не более двух дней, штраф будет составлять только 3 тысячи рублей.

За просрочку блокировки, операторам электронных площадок начисляется штраф в размере 15 тысяч рублей. Также зависит и от того, является ли нарушитель юридическим лицом.

При просрочке в один рабочий день, при незначительном нарушении, как нарушение порядка подачи документов, юридическое лицо могут оштрафовать на 50 тысяч рублей.

Какие предусмотрены штрафы за нарушение 44 ФЗ?

Существует большое количество категорий и видов нарушений, сроков, от которых зависит сумма штрафа. Категории и сроки расписаны в статья КоАП 7.29 — 7.32.1. Ниже приведена таблица с удобным распределением штрафных санкций.

Сумма штрафа.Текст правонарушения по ФЗ 44.Номер статьи КоАП.
30 000 руб.Согласно законодательству Российской Федерации неправильный способ выбора поставщика.7.29, часть 1
Должностные л. — 15 000 руб.Юридические л. — 100 000 руб.Стороны не предоставили в соответствующие органы документы и информацию по сделке.19.7.2
50 000 рублей.Отказ от проведения клиентом аукциона или конкурса.7.29, часть 2
Должностные лица — 50 000 рублей.Юридические лица — 500 000 рублей.К поставленному сроку стороны не выполнили предписания органов.19.5, часть 7
50 000 руб.Заказчик проводил аукцион или конкурс в случаях, когда это было запрещено законом или неправильно составил договор с единственным поставщиком, просрочил его.7.29, часть 2.1
Должностные л. — 30 000 руб.Юридические л. — 100 000 руб.Товары, купленные заказчиком не соответствуют условия энергоэффективности.9.16, часть 11
20 — 50 000 рублей.В план были включены товары, не соответствующие поставленным целям.7.29, часть 3
Должностное лицо — 30 000 рублей.Юридическое лицо — 100 000 рублей.Должностное лицо приняло работу или услугу, которая не соответствует требованиям составленного договора, из-за чего пострадал бюджет Российской Федерации.7.32, часть 10
30 000 рублей.В контракте не были оформлены основания закупки.7.29, часть 3
20 000 рублей.Не поступило обоснованного отказа от принятия заказа.7.32, часть 9
30 000 рублей.Не было проведено собрание или не обсудили порядок и сроки закупок в организации.7.29, часть 3
20 000 рублей.При изучении полученных товаров, работ или услуг обнаружено нарушение законодательства Российской Федерации.7.32, часть 8
30 000 рублей.Нарушение сроков, оформленных в планах и графиках закупок.7.29, часть 1
Юридическое л. от 100 до 300% от нарушенных обязательств.ИП или должностное лицо — от 5 до 15% от нарушенных обязательств, либо дисквалификация на срок до двух лет.В результате совершения определенных действий должностным лицом или индивидуальным предпринимателем общественности был нанесен вред, но слишком малый для открытия уголовного дела.7.32, часть 7
Должностное лицо — 5 000 рублей.Юридическое лицо — 15 000 рублей.Стороны просрочили размещение информации о конкурсе или аукционе на два рабочих дня.7.30, часть 1
Должностное л. — 50 000 рублей.Юридическое л. — 200 000 рублей.Произошел односторонний отказ от выполнения обязательств по договору.7.32, часть 6
Должностное лицо — 30 000 рублей.Юридическое лицо — 100 000 рублей.Стороны просрочили размещение информации о конкурсе или аукционе больше, чем на два рабочих дня.7.30, часть 1.1
Издержки оплачиваются стоимостью умноженной на 2.Были произведены изменения, не обсужденные заранее и в следствие этого, был нанесен урон бюджету или привезено другое количество закупленного товара.7.32, часть 5
Должностное лицо — 3 000 рублей.Юридическое лицо — 10 000 рублей.Сроки размещения информации о поставщиках и котировках были пропущены на один день.7.30, часть 1.3
50 000 рублей.Должностное лицо отказалось подписывать контракт и нарушило сроки.7.32, часть 3
Должностное лицо — 15 000 рублей.Юридическое лицо — 50 000 рублей.Сроки размещения информации о поставщиках и котировках были пропущены больше, чем на один день.7.30, часть 1.3
Издержки оплачиваются стоимостью умноженной на 2.При выполнении условий сделки были нарушены положения Федерального закона номер 44, это привело к проблемам в расчете бюджета или количества товара.7.32, часть 2
Должностное лицо — 20 000 рублей.Юридическое лицо — 200 000 рублей.Изменения контракта произошли на основаниях, не оформленных в Федеральном законе 44.7.32, часть 4
Должностное лицо — 15 000 рублей.Юридическое лицо — 50 000 рублей.Были совершены нарушения при подаче заявок на конкурс или аукцион или при подаче документов для проведения конкурса или аукциона.7.30, часть 1.4
От 5 000 до 300 000 рублей.При выполнении обязательств договора были нарушены условия Федерального закона номер 44.7.32, часть 1
30 000 р.После внесения поправок в планы и графики прошло меньше, чем 10 дней и заказчик оформил извещение об осуществлении закупки.7.30, ч. 1.5
Должн. — 15 000 р.Юрид. — 90 000 р.После обеспечения закупки возврат средств был просрочен на три дня и больше.7.31.1, ч. 2
30 000 р.Закупка была осуществлена при отсутствии о ней информации в плане и графиках.7.30, ч. 1.6
Должн. — 5 000 р.Юрид. — 30 000 р.После обеспечения закупки возврат средств был просрочен на три дня и меньше.7.31.1, ч. 1
30 000 р.Извещение было размещено даже после предписания органами об отсутствии оснований для закупки.7.30, ч. 1.7
20 000 р.Подача информации в реестр недобросовестных поставщиков была просрочена.7.31, ч. 2
От 5 тыс. р. до 30 тыс. р.Поставщик отказался участвовать в аукционе или конкурсе без обоснованных причин.7.30, ч. 2
50 тыс. руб.В реестр недобросовестных поставщиков была отправлена ложная информация.7.31, ч. 1
10 тыс. руб.Нарушение сведений протокола поставщика.7.30, ч. 2.1
30 тыс. руб.Подписи у документов просрочены больше, чем на два дня.7.30, ч. 14
Должн. — 50 тыс. руб.Юрид. — 500 тыс. руб.При размещении сведений или бумаг игнорировались положения ФЗ 44.7.30, ч. 3
3 тыс. руб.Подписи у документов просрочены на два дня и меньше.7.30, ч. 13
От 5 тыс. р. до 30 тыс. р.Одна из сторона предъявила противоположной стороне требования, не оформленные по закону 44.7.30, ч. 4
50 000 руб.Закупка у предпринимателей с малым бизнесом или у некоммерческих организаций происходят в меньших количествах, чем положено по ФЗ 44.7.30, ч. 11
От 10 тыс. р. до 50 тыс. р.Требования закупки ограничивают количество претендентов в конкурсе или аукционе на основаниях, не предусмотренных ФЗ 44.7.30, ч. 4.1
30 тыс. руб.Сроки подачи заявки на закупку были уменьшены незаконно.7.30, ч. 8
3 тыс. руб.Бумаги, запросы и предложения были утверждены в разрез с положениями Федерального закона номер 44.7.30, ч. 4.2
50 000 руб.Победитель конкурса или аукциона был выбран незаконным путем.7.30, ч. 7
До 30 000 р.Прием, отклонение или вскрытие конвертов с заявками происходило незаконным путем.7.30, ч. 6

Скачать последнюю редакцию закона

Для того, чтобы избежать штрафов и не получить наказание за административную ответственность, рекомендуется изучить Федеральный закон номер 44. На сегодняшний день в этом законе произошло большое количество изменений.

Источник: https://lawlinks.ru/shtrafy-po-fz-44/

Санкции по 44-ФЗ: новые правила | Контур.Закупки

Новые штрафы по 44 фз

В конце 2021 года было внесено изменение в процесс начисления санкций, которые грозят сторонам контракта по закону 44-ФЗ. Их внесло постановление Правительства № 1042 от 30 августа 2021 года. Продолжая тему ответственности за нарушения в закупках, расскажем, как сейчас начисляются штрафы и пени заказчику и поставщику.

В контракте в обязательном порядке должны быть прописаны условия об ответственности сторон, поскольку они являются существенными. Исключение сделано лишь для некоторых случаев закупки у единственного поставщика (часть 15 статьи 34 закона 44-ФЗ).

Как и прежде, меры ответственности назначаются в виде штрафа и пеней. Пени устанавливаются за нарушение сроков, а штрафы — за нарушение условий контракта.

Как начислять пени

Пени начисляются в размере 1/300 от ключевой ставки Центрального Банка РФ, действующей на дату уплаты.

Пени по этой ставке рассчитываются от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, в том числе за выходные и праздничные дни (письмо Минфина от 13 апреля 2021 года № 02-04-06/21780).

Датой начала отсчета является день, следующий за тем, когда обязательства по контракту должны были быть выполнены.

В общем случае формула расчета пеней выглядит так:

Пени = ЦК * 1/300 * Ставка ЦБ * Просрочка,

где:

  • ЦК — это цена контракта;
  • Ставка ЦБ — ключевая ставка Банка России на день уплаты;
  • Просрочка — количество дней, прошедших после крайней даты оплаты контракта.

В ФАС считают недопустимым начисление пени в размере, более 1/300 ставки ЦБ. Пример — предписание Омского УФАС от 16 октября 2021 года № 03.10.1/279-2021.

В случаях, когда обязательство исполнено, но не полностью, размер пени должен быть уменьшен на стоимость исполненной части.

Кроме того, при расчете пеней из количества дней нужно исключить те, в течение которых заказчик осуществлял приемку товара (услуги) и оформлял и ее результаты.

Эти дни исключаются при условии, что в контракте специально не оговорены иные положения. На это Минфин указывает в своем письме от 7 ноября 2021 года № 24-03-08/73293.

Если нарушитель — заказчик

Штрафы за нарушение условий контракта заказчиком устанавливаются в фиксированной сумме. Найти конкретные значения можно в следующей таблице.

Таблица 1. Штрафы для заказчика по 44-ФЗ за нарушение условий контракта

Цена контракта, рублейШтраф, рублей
Не более 3 млн1 тыс.
От 3 млн до 50 млн (включительно)5 тыс.
От 50 млн до 100 млн (включительно)10 тыс.

Более 100 млн100 тыс.

Таким образом, какова бы ни была стоимость контракта внутри определенных диапазонов, штраф будет неизменным. Например, при цене контракта 100 тыс.

рублей или 3 млн рублей заказчику будет назначен одинаковый штраф — 1 тыс. рублей.

Если нарушитель — поставщик

Штрафы для поставщиков за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий контракта представлены в Таблице 2.

Таблица 2. Размеры штрафов для поставщиков в зависимости от стоимости контракта по закону 44-ФЗ

Цена контракта (этапа), рублейШтраф от цены контракта (этапа)
Не более 3 млн10%
От 3 млн до 50 млн (включительно)5%
От 50 млн до 100 млн (включительно)1%
От 100 млн до 500 млн (включительно)0,5%
От 500 млн до 1 млрд (включительно)0,4%
От 1 млрд до 2 млрд (включительно)0,3%
От 2 млрд до 5 млрд (включительно)0,25%
От 5 млрд до 10 млрд (включительно)0,2%
Более 10 млрд0,1%

Если поставщик — СМП или СОНКО

Для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций предусмотрена отдельная линейка штрафов. Они представлены в Таблице 3.

Таблица 3. Штрафы для поставщиков СМП и СОНКО

Цена контракта (этапа), рублейШтраф от цены контракта (этапа)
Не более 3 млн3%
От 3 млн до 10 млн (включительно)2%
От 10 млн до 20 млн (включительно)1%

Бывает, что закупка проводилась на общих основаниях, а победил в ней субъект малого бизнеса. Как в этом случае рассчитывать штрафы? По ставкам для обычных участников или для СМП? Штрафы прописываются на условиях, соответствующих объявленной закупке. То есть в данном случае льготного штрафа для поставщика не будет. То же правило действует и наоборот.

Допустим, объявлена закупка для СМП, но она была признана несостоявшейся. Далее заказчик на основании пункт 25 части 1 статьи 93 закона заключает контракт с единственным поставщиком.

При этом в контракте прописываются штрафы, соответствующие условиям несостоявшейся закупки, то есть в размере, установленном для СМП.

Такой подход подтверждается решениями ФАС (например, Ивановского УФАС от 23 октября 2021 года № 07-15/2021-189).

Если поставщик победил в аукционе за право заключения контракта

Иногда в ходе электронного аукциона цена переходит через «0», то есть победивший участник платит за право заключить контракт. В этом случае при неисполнении либо ненадлежащем исполнении его обязательств размер штрафа устанавливается в процентах от НМЦК. Точные данные — в следующей таблице.

Таблица 4. Штрафы для поставщиков, если аукцион перешел через «0»

НМЦК, рублейШтраф от НМЦК
Не более 3 млн10%
От 3 млн до 50 млн (включительно)5%
От 50 млн до 100 млн (включительно)1%

Заказчики при проведении аукциона должны предусматривать возможность такого исхода и прописывать в контракте подобные условия. Иначе это может быть расценено как нарушение закупочного законодательства.

Если обязательство не имеет стоимостного выражения

Отдельные штрафы предусмотрены за неисполнение либо ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств, которые нельзя измерить деньгами.

Например, о предоставлении товаросопроводительных документов, о доставке товара, о непревышении определенного процента брака и так далее.

Штраф в этом случае составляет фиксированную сумму, а для определения предела стоимости контрактов применяют НМЦК. В следующей таблице представлена линейка этих штрафов.

Таблица 5. Штрафы для поставщика за нарушение обязательств, которые не имеют стоимостной оценки

НМЦК, рублейШтраф, рублей
Не более 3 млн1 тыс.
От 3 млн до 50 млн (включительно)5 тыс.
От 50 млн до 100 млн (включительно)10 тыс.
Более 100 млн100 тыс.

В контракте заказчику следует прописать, нарушение каких именно обязательств, не имеющих стоимостного выражения, влечет наложение штрафов на поставщика. Если заказчик этого не сделает, а поставщик такие обязательства нарушит, то оштрафовать могут уже самого заказчика.

Ему могут вменить в вину то, что он утвердил документацию, которая нарушает требования контрактного законодательства.

Прочие штрафы

Кроме того, существуют специальные штрафы по отдельным видам нарушений:

  1. Штраф за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту — 5% стоимости указанных работ.
  2. Штраф для поставщика, взыскиваемый в случае если в соответствии с ч.6 ст. 30 контрактом предусмотрено условие о гражданско-правовой ответственности за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП (СОНКО)5% объема такого привлечения, установленного контрактом.

Что еще нужно предусмотреть в контракте в отношении санкций

В контракт следует включить положение о том, что общая сумма неустойки не может превышать цену контракта. В практике ФАС бывали случаи, когда отсутствие такого положения было признано нарушением законодательства (решение Челябинского УФАС от 03.11.2021 по делу № 257-ВП/2021).

Если заключается отдельный вид контракта, который регулируется дополнительно другими нормативными актами, заказчику следует это учитывать. Например, контракт на электроснабжение предусматривает неустойку в соответствии с законом № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

Заказчику необходимо прописать в контракте особенности применения штрафных санкций и пеней. Не допускается просто указать, что в случае определенных нарушений с поставщика будет взыскана неустойка на основании закона. Такое положение контракта может быть признано ФАС нарушением закупочного законодательства (решение Омского УФАС от 15.11.2021 № 03–10.1/295–2021).

Источник: http://zakupki-kontur.ru/news/sankcii-po-44-fz-novye-pravila/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.