+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Фз о обязательном страховании автогражданской ответственности

Содержание

Федеральный закон

Фз о обязательном страховании автогражданской ответственности

» ОСАГО » Закон об осаго

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

ПринятГосударственной Думой3 апреля 2002 годаОдобренСоветом Федерации10 апреля 2002 года

Последнее изменение: 26 августа 2021

Настоящий федеральный закон определяет основные правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, он был разработан для обеспечения защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании автомобиля или другого транспортного средства другими участниками движения.

ФЗ №40:

  • Глава 1. Общие положения
    • Статья 1. Основные понятия
    • Статья 2. Законодательство Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
    • Статья 3. Основные принципы обязательного страхования
  • Глава 2. Условия и порядок осуществления обязательного страхования
    • Статья 4. Обязанность владельцев транспортных средств по страхованию гражданской ответственности
    • Статья 5. Правила обязательного страхования
    • Статья 6. Объект обязательного страхования и страховой риск
    • Статья 7. Страховая сумма
    • Статья 8. Регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию
    • Статья 9. Базовые ставки и коэффициенты страховых тарифов
    • Статья 10. Срок действия договора обязательного страхования
    • Статья 11. Действия страхователей и потерпевших при наступлении страхового случая
      • Статья 11.1. Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции
    • Статья 12. Порядок осуществления страхового возмещения причиненного потерпевшему вреда
      • Статья 12.1. Независимая техническая экспертиза транспортного средства
    • Статья 13. Утратила силу с 1 сентября 2014 года.
    • Статья 14. Право регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред
      • Статья 14.1. Прямое возмещение убытков
    • Статья 15. Порядок осуществления обязательного страхования
    • Статья 16. Обязательное страхование при ограниченном использовании транспортных средств
      • Статья 16.1. Особенности рассмотрения споров по договорам обязательного страхования
    • Статья 17. Компенсации страховых премий по договору обязательного страхования
  • Глава 3. Компенсационные выплаты
    • Статья 18. Право на получение компенсационных выплат
    • Статья 19. Осуществление компенсационных выплат
    • Статья 20. Взыскание сумм компенсационных выплат
  • Глава 4. Страховщики
    • Статья 21. Страховщики
    • Статья 22. Особенности осуществления страховщиками операций по обязательному страхованию
    • Статья 23. Утратила силу с 1 марта 2008 года
  • Глава 5. Профессиональное объединение страховщиков
    • Статья 24. Профессиональное объединение страховщиков
    • Статья 25. Функции и полномочия профессионального объединения страховщиков
    • Статья 26. Правила профессиональной деятельности
      • Статья 26.1. Соглашение о прямом возмещении убытков
    • Статья 27. Обязанность профессионального объединения по осуществлению компенсационных выплат
    • Статья 28. Имущество профессионального объединения страховщиков
    • Статья 29. Взносы и иные обязательные платежи членов профессионального объединения
  • Глава 6. Заключительные положения
    • Статья 30. Информационное взаимодействие
    • Статья 31. Международные системы страхования
    • Статья 32. Контроль за исполнением владельцами транспортных средств обязанности по страхованию
    • Статья 33. О вступлении в силу настоящего Федерального закона
    • Статья 34. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
  • Федеральный Закон об ОСАГО последняя редакция 2021 года

    Важнейшим законом, регламентирующим гражданскую жизнь нашего общества, является ФЗ-№40 от 25.04.2002 г.

    Закон об ОСАГО «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» устанавливает правила и условия разрешения возможных споров между участниками движения, страховыми компаниями и третьими лицами.

    Нанесение материального ущерба, физического или морального урона с участием ТС возмещается виновником аварии по действующему закону об ОСАГО.

    Законодатель регулярно вносит поправки и изменения в ФЗ-40, согласно существующим особенностям момента и требованиям граждан. Например, сейчас действует и имеет юридическую силу редакция от 28.04.2021 г., предшествующие установки на сегодняшний день утратили свое значение.

    Основные положения по ОСАГО

    Главным посылом закона является установка, что передвигаться на транспорте без полиса ОСАГО запрещено. Владелец понесет наказание, если при проверке на дороге будет установлено отсутствие страхования. Ответственность за ущерб, причиненный третьим лицам, должен быть возмещен с учетом страхового возмещения по обязательному полису ОСАГО.

    Основные правовые установки закона об ОСАГО:

    1. Даны все описания и положения, позволяющие оптимально защитить интересы пострадавшей стороны.
    2. Водители, вина которых доказана, обязаны возместить все виды нанесенного вреда участникам происшествия.
    3. Действия виновного определяются положениями, отраженными в полисе ОСАГО, и должны беспрекословно исполняться.

    Все возникающие спорные моменты должны решаться судебным порядком по иску участника происшествия или страховой компании.

    На практике, большинство судебных споров происходят между страхователем и страховщиком по размеру компенсации.

    Если в результате аварии пострадавшей стороне будет предоставляться фактическое возмещение в виде ремонта, то качество страховых договоров поднимется на более высокий уровень.

    Контроль за выполнением закона

    Проверять наличие полиса должны инспекторы ГИБДД, которые составляют административный протокол при отсутствии страхового полиса у водителя. В настоящее время идет подготовка федеральной базы страхователей, по которой можно получить сведения о наличии полиса у данного водителя. Оперативная работа по проверке наличия полиса будет поручена отдельной государственной структуре.

    Чтобы оформить полис ОСАГО, водителю необходимо пройти ТО и иметь действующую диагностическую карту. Административное наказание за отсутствие полиса составляет:

    • при просроченном страховом полисе 1 тыс. рублей;
    • отсутствие документа при проверке 500 рублей;
    • управление не внесенным в полис водителем 500 рублей.

    Низкая финансовая ответственность приводит к многочисленным нарушениям, поэтому законодатели рассматривают вопрос о повышении материальной ответственности за отсутствие полиса. Требуется найти действенное решение, когда участникам движения было бы невыгодно отказываться от приобретения страховки.

    Изменения 40-ФЗ об ОСАГО и перспективы дальнейшей эволюции

    1. Срок осмотра поврежденного автомобиля сотрудниками СК изменен. Ранее осмотр проводился в течение 5 дней после предоставления ТС, теперь в течение 5 дней после подачи документов о страховом случае.
    2. Установлен запрет на проведение независимой экспертной оценки, которая часто была необъективной и защищала интересы одной из сторон.

      Вопрос о сторонней экспертизе решает суд, если открывается судебный процесс.

    3. Срок заявления несогласия с выводами страховой компании увеличен в два раза, до 10 дней.
    4. Полисы, оформленные с 1.09.2021 г., имеют длительность 1 год, не менее.
    5. Натуральное возмещение ущерба стало применяться в подавляющем большинстве страховых случаев.

      Ремонт проводится на лицензированных СТО, страховщик перечисляет средства на замену комплектующих и восстановление авто. При заключении договора, автовладелец имеет возможность ознакомиться с перечнем прикрепленных ремонтных мастерских. Подписывая соглашение, тем самым собственник машины дает свое согласие на их использование.

    6. Лимиты платежей по европротоколу увеличен до 100 тыс. рублей вместо 50 тыс. ранее. Покрытие ремонта на СТО составляет 400 тыс. рублей, разница в оценке выдается наличными владельцу. В законе указаны ситуации, когда страховая компенсация выдается деньгами, а не осуществляется ремонтом.

    Чтобы отказаться от ремонта, а получить денежную компенсацию, необходимо выполнение определенных условий. К подобным исключениям относятся случаи:

    • срок ремонта может значительно превысить один месяц, о чем указывает официальное заключение СТО;
    • при полном уничтожении транспортного средства и невозможности восстановления;
    • при дополнительном соглашении, указанном в договоре страхования;
    • если владелец является инвалидом и желает получить компенсацию деньгами, а не ремонтом.

    Нововведения кардинально изменили существовавшую систему, в которой было много спорных моментов. Желание законодателей привести ОСАГО к прозрачному и справедливому виду потребует еще немало нововведений. При этом значительно снизится возможность мошеннических схем со стороны водителей и злоупотреблений страховых компаний, меньше станет судебных споров.

    Изменения потребовались по причине проблем в существовании системы ОСАГО:

    • двоякое толкование многих установок и правил;
    • нежелание страховых компаний в полном объеме исполнять свои обязательства;
    • наличие спорной судебной практики. Часто суды выносили решение, попадавшее в дальнейшем в апелляционное и кассационное производство и обжаловалось участником процесса;
    • широкое распространение фальшивых полисов;
    • низкое покрытие рисков, требующее дополнительного финансирования пострадавшей стороной.

    Начиная с 1.01.2021 г., водители получили возможность приобретать электронный полис ОСАГО. Это во многом экономит время, способствует официальному учету проданных полисов и снижает риски злоупотреблений.

    При оформлении документа водитель вводит установочные данные, за правдивость которых несет ответственность.

    Если будет установлено, что внесенные данные способствовали уменьшению стоимости страхования, то виновному придется возместить разницу и понести административное наказание в виде штрафа.

    Усилено право регрессивного требования страховой компании к водителю, имеющему полис, но нарушившему правила ПДД. Одновременно практика отражала желание страховых организаций снизить или полностью аннулировать свои выплаты. Принятие новых положений, в частности по натуральному возмещению ущерба, выводит из применения финансовые потоки, что снижает злоупотребления.

    Автомобильная сфера касается многих граждан, поэтому общество заинтересованно в качественном и своевременном выполнении закона об ОСАГО.

    ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 29 января 2015 г. N 2 О ПРИМЕНЕНИИ СУДАМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В целях обеспечения единства практики применения судами…

    Источник: https://pddazbuka.ru/osago/zakon_ob_osago/

    Закон об ОСАГО

    Фз о обязательном страховании автогражданской ответственности

    Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ (далее – Закон об ОСАГО) нормативный акт, регулирующий отношения в области обязательного страхования транспортных средств на территории России. Данный закон охватывает огромный круг субъектов.

    В России насчитывается несколько десятков миллионов только легковых автомобилей и все они должны иметь обязательную страховку.

    Поэтому вопрос обзора изменения законодательства в данной сфере актуален практически для половины жителей нашей страны.

    В 2021 году в Закон об ОСАГО (редакция от 25.09.2021) были внесены значительные изменения и поправки нормативного характера. Что осталось неизменным и что может изменится? С полной версией закона и последней редакцией вы можете ознакомиться здесь.

    Выплаты по ОСАГО

    В начале апреля 2015 года увеличились выплаты за имущественный ущерб — 400 000 рублей (назависимо от числа потерпевших)В случае причинения ущерба жизни и здоровью потерпевший может претендовать на значительно большую сумму средств возмещения. — 500 000 рублей.

    На первый квартал года сумма осталась неизменной. Напомним, что в старой редакции это 120 000 и 160 000 рублей соответственно. Данное изменение послужило логическим продолжением изменений принятых еще в 2014 году об увеличении общих выплат по ОСАГО.

    Также стоит отметить, что в зависимости от тяжести травмы, выплаты пострадавшим (за исключением смертельных случаев) будут фиксированными.

    Ранее выплаты производились только по результатам лечения, что доставляло массу неудобств и проблем. После введения в действия новых поправок достаточно будет предъявить справку от врача о нанесении ущерба здоровью. Повышения выплат обусловлено логической потребностью в данной процедуре.

    Лимит выплат по Европротоколу

    Европротокол представляет собой документ, составленный участниками дорожно-транспортного происшествия (ДТП) без помощи и участия сотрудников автоинспекции, и имеет полную юридическую силу для страховых учреждений.

    Документ призван, прежде всего, упростить жизнь автомобилистам, позволив в определенных случая решать вопрос об урегулировании спора без привлечения государственных органов.

    Такой порядок значительным образом упрощает процедуру оформления, особенно в больших городах, где большинство ДТП наносят незначительный ущерб, а время ожидания экипажа автоинспекции значительно, что выступает причиной многокилометровых пробок.

    Изменения коснулись суммы страхового обеспечения по европротоколу. Сумма выплат была увеличена до 100 000 рублей.

    В Законе об ОСАГО перечислены условия для составления данного акта: если сумма выплат не превышает установленного порога (50 тысяч), в случае отсутствия причинения вреда жизни и здоровью людям, обязательно наличие полиса обязательного страхования, в случае отсутствия спора о вине в ДТП.

    Если сложилась ситуация для прямого возмещения убытков, когда вред причинен только двум транспортным средствам, участвующим в аварии, то потерпевший имеет право обратиться только в свою страховую компанию. Напомним, что ранее потерпевший мог обратиться и в компанию виновника, что приводило к проблемам, связанным с выплатой компенсаций.

    Предельный объем износа автомобиля

    Этот параметр действует с 1.10.2014 года и значительно влияет на сумму страховых выплат. Так, раньше он составлял 80%, сейчас предельный износ составляет 50%.

    Размер расходов на запасные части (в том числе в случае возмещения причиненного вреда) определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте. При этом на указанные комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты) не может начисляться износ свыше 50 процентов их стоимости.

    Данные нововведения позволят хотя бы отчасти компенсировать стоимость продажи автомобиля на вторичном рынке, ведь автомобиль с историей ДТП на рынке подержанных авто стоит гораздо дешевле, да и спрос на такие машины ограничен.

    Штрафы за вождение без полиса ОСАГО

    Регламентированы правила управления транспортным средством без полиса. В случае если у водителя отсутствует страховой полис (забыл дома), ему грозит штраф в размере 500 рублей. Если страховой полис вообще не оформлялся, то штраф составит уже 800 рублей.

    После покупки автомобиля право передвижения без полиса ОСАГО установлено в течение 10 дней.

    Конфликты между страховщиком и страхователем

    С введением поправок в Закон об ОСАГО урегулирована процедура взаимодействия страховщика и страхователя.

    Ранее определенная категория автовладельцев пыталась разрешить спор со страховой компанией во внесудебном порядке, с целью получения большего размера компенсации.

    Такие люди получили наименование «авантюристы». Нововведения в Закон об ОСАГО упорядочили процедуру взаимоотношений сторон.

    В случае неудовлетворенности потерпевшего суммой выплат, единственным способом разрешения возникшего конфликта остается судебное разбирательство.

    Использование транспортного места

    Законодательством определена и конкретизирована зона ответственности страховых организаций. Раньше в случае возникновения ДТП во дворах многоэтажных домов или частных построек организация могла уйти от возмещения вреда. После принятия изменений зона ответственности четко определена: дворы, парковочные места, случаи погрузки на эвакуаторе, проезжая часть.

    Данные изменения позволили уточнить ответственность компаний по страховым случаям, внесли ясность при определении наличия факта страхового случая и добавили уверенности простым автовладельцам.

    Направление на ремонт

    В ранее действовавшем Законе вопрос о выборе специализированного ремонтного сервиса был открыт. С 2015 года Закон об ОСАГО оставляет право выбора сервиса лишь за страховой компанией. В данном случае присутствуют как положительные, так и отрицательные стороны.

    К негативным моментам можно отнести лишение данного права автовладельца и отсутствия возможности выбрать собственную проверенную организацию по ремонту. К плюсам относится полное возложение ответственности за некачественный ремонт на страховую организацию.

    Получение полиса ОСАГО

    Закон об ОСАГО был принят в далеком 2002 году и ставки выплат давно устарели в связи с инфляцией и ростом цен. Повышение лимитов положительно сказалось на положении автолюбителей, хотя и без негативных факторов не обошлось.

    Абсолютно все страховые компании заявляют об убыточности бизнеса в сфере ОСАГО в России и постоянно требуют дополнительного государственного финансирования, однако при всех воззваниях об убыточности ни одна страховая организация добровольно с рынка не ушла.

    По заявлениям некоторых экспертов в последние годы страховые выплаты превысили взносы практически в два раза.

    Закономерным повышением лимитов стал рост стоимости страховых полисов, санкционированный страховыми организациями. Рост цен вызвал за собой появления большого количества поддельных полисов именитых компаний.

    Многие автовладельцы просто-напросто перестали покупать дорогую страховку, несмотря на ужесточение штрафов.

    Федеральным законом № 223 от 21.07.2014 измен порядок осуществления процедуры обязательного социального страхования, урегулированный статьей 15 Закона об ОСАГО.

    Введена возможность получения полиса обязательного страхования путем электронной регистрации, что призвано в значительной степени упростить процедуру получения полиса, избавится от очередей во многих субъектах РФ, оградить автолюбителей от навязывания услуг со стороны недобросовестных сотрудников страховых организаций.

    Процедура представляет собой регистрацию полиса страхования ответственности на сайте страховой компании, то есть с использованием информационных технологий, оплату и получение полиса на руки через непродолжительное время.

    На данный момент система получения страховых полисов претерпела некоторый изменения: для получения полиса требуется электронная цифровая подпись, не все страховые организации готовы предоставить данный виду услуг, система обработки информации считается достаточно «сырой» и недоработанной.

    Благое намерение, задумкой которого было значительное упрощение процедуры получения полиса по прошествии года с момента введения находится в стадии вялотекущей модернизации. В настоящий момент практически не представляется возможным получение полиса в электронной форме по причине несовершенства и не отлаженности системы.

    Что можно ожидать в течение года

    Планируемые изменения в части Закона об ОСАГО коснуться, прежде всего, формы документа и организационных мер в отношении страховых компаний. Так, планируется внесение всех полисов в электронные базы данных в обязательном порядке и повсеместно, что должно упростить получение полиса и работу как страховых компаний, так и сотрудников Госавтоинспекции.

    Как уже упоминалось, процесс перехода на электронные полисы был запущен давно, однако же, на протяжении более года не может быть запущен полностью. Для ведения взаимозачетов между страховыми организациями планируется создание специальных клиринговых центров. Данная мера позволить облегчить процесс выплат потерпевшим и перевод денежных средств из одной компании в другую.

    В середине года запланирована замена абсолютно всех полисов на образцы нового стандарта. Данная мера, призвана раз и навсегда решить острую проблему с наличием на рынке поддельных полисов. Повсеместная замена документов в сжатые сроки к середине года грозит создать огромные очереди на получение полиса нового образца, что не добавляет оптимизма рядовым автовладельцам.

    Рассчитать ОСАГО онлайн (калькулятор)

    Сделано в Сравни.ру

    Источник: http://auto-lawyer.org/straxovanie/zakon-ob-osago.html

    Закон об ОСАГО новая редакция 2021

    Фз о обязательном страховании автогражданской ответственности

    >> Закон об ОСАГО

    С 1 июля 2003 в нашей стране действует Федеральный закон об обязательном страховании гражданской ответственности транспортных средств N 40-ФЗ – так называемый Закон об ОСАГО, призванный упорядочить процедуры взыскания ущерба в различных ситуациях. С этого момента обязательное страхование гражданской ответственности становится неотделимой частью допуска граждан к управлению транспортными средствами.

    Каждый водитель обязан иметь полис ОСАГО, подтверждающий страхование гражданской ответственности перед третьими лицами. Суть такой страховки заключается в том, что если водитель, вписанный в полис, признан виновником ДТП, то страховая компания возмещает определённую сумму ущерба потерпевшим.

    Речь идёт о компенсации вреда, причинённого как самому транспортному средству, так и здоровью и жизни потерпевших. Если водитель признан потерпевшим – в этом случае работает полис виновника аварии.

    Подобная система страхования является мировой практикой, многократно доказавшей свою эффективность при условии добросовестного исполнении обязанностей всех участников процесса, включая страховую компанию.

    Цели и задачи Федерального закона об ОСАГО

    Основная цель нового закона заключается в защите прав потерпевших с взысканием компенсации за причинённый вред с виновников ДТП, которую будет выплачивать страховая компания. Это правовой механизм позволяет оперативно получать возмещение материального и физического ущерба без долгих судебных разбирательств.

    задача страхования ОСАГО – сократить до минимума время между страховым случаем и получением потерпевшей стороной обозначенной компенсации. Одновременно делается акцент на повышении ответственности водителей и страховых компаний, выписывающих полис. В частности, любой страховой случай с виновностью страховщика станет причиной повышения стоимости следующей страховки для конкретного водителя.

    Основные положения Закона об ОСАГО

    • декларирование обязательного страхования гражданской ответственности как определённой законом обязанности всех водителей;
    • определение объекта обязательного страхования, страховых сумм, коэффициентов выплат, страховых рисков и т.д.;
    • порядок оформления ДТП в рамках действующих полисов ОСАГО;
    • перечень этапов проведения технической экспертизы транспорта;
    • описание процедур возмещения убытков;
    • порядок оспаривания позиций любой из сторон;
    • реестр организаций и мероприятий, необходимых для осуществления контроля над выполнением обязательств всех участников страховых соглашений

    Отдельной главой Федерального закона об ОСАГО выделены положения, касающиеся профессиональных объединений страховщиков. В заключительных главах затронуты аспекты страхования гражданской ответственности в рамках Международного права.

    Список изменений по 2021 год в новом законе об ОСАГО

    Федеральный закон об ОСАГО в новой редакции 2021 включил в себя следующие изменения:

    1. Увеличена сумма компенсационных лимитных выплат с 120 000 до 400 000 рублей. При этом каждый пострадавший может претендовать на эту сумму, в то время как до этого сумма на одно человека была ограничена 160 000 рублями.
    2. Образование единой информационной базы данных, включающей всех страхователей и страховщиков ОСАГО и КАСКО. Такой шаг позволил объединить в глобальную электронную библиотеку все имеющиеся сведения для максимально эффективного контроля над системой обязательного страхования.
    3. Узаконена новая лимитная сумма, выплачиваемая в качестве компенсации за ущерб, причинённый здоровью и жизни – 500 000 рублей. Для установления сумм при возмещении вреда в случае травм потерпевших разработана специальная таблица. В этой таблице прописаны коэффициенты, вычисляемые с основной страховой суммы в соответствии с тяжестью полученных травм.
    4. Определены основные положения с корректировками, касающиеся выдачи электронных полисов.
    5. Приняты положения о натуральном возмещении ущерба по полисам ОСАГО.

    С 2021 года запланировано введение «безлимитного европейского протокола», который будет действовать на всей территории РФ. В этом случае страховка при ДТП может оформляться самим участниками при условии наличия видео и фото съёмки, а также данных глобальной спутниковой системы позиционирования на местности.

    Плюсы и минусы страхования ОСАГО

    Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств и водителей предлагает следующие преимущества:

    • общая взаимная ответственность всех участников движения
    • быстрая выплата компенсаций;
    • оперативное оформление страхового случая;
    • быстрое оформление полиса;
    • возможность заключение страхового договора с «неограниченным свободным» полисом;
    • поддержка на дороге при ДТП выездными комиссарами страховых компаний;
    • относительно небольшая стоимость;

    Тарифы страховых компаний сегодня разнятся в зависимости от места регистрации транспортного средства. Поэтому территориальная привязка стоимости автострахования может рассматриваться и как положительная и как отрицательная составляющая.

    В качестве очевидных недостатков страхования ОСАГО стоит выделить следующие пункты:

    • невозможность полностью компенсировать ущерб предлагаемыми выплатами;
    • безответственность некоторых страховых компаний, затягивающих с компенсацией вреда;
    • множество правовых нюансов, позволяющих страховому оператору не выполнять свои обязательства по заключённому договору;
    • бюрократические формальности (справки, заключения врачей и т.д.) при возмещении ущерба, полученного в результате травмы (длительное лечение и недееспособность потерпевшего);
    • недавнее повышение тарифов на услуги страховых компаний

    Стоит отметить, что виновник аварии должен предоставить страховщику собственное транспортное средство для проведения экспертизы. Ремонтировать повреждённый автомобиль не разрешается в течение 15 дней после ДТП до осмотра повреждений страховщиком.

    В страховой полис ОСАГО, согласно закону могут быть вписаны другие водители, что соответственно повысит стоимость страховки. Одновременно владельцам транспортных средств предлагаются упомянутые выше «свободные» договора, предполагающие возможность управления автомобилем любым дееспособным лицом с водительскими правами.

    Заключение

    Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств на сегодняшний день по праву считается эффективным инструментов для урегулирования различных ситуаций, связанных с дорожно-транспортными происшествиями. Новая редакция Закона об ОСАГО 2021 года доказала – этот правовой документ будет и в дальнейшем корректироваться с учётом общественного мнения и меняющихся объективных реалий.

    Основной задачей текущего момента в данной сфере является осуществление жесткого контроля над выполнением обязательств страховых компаний. Одновременно необходимо гармонизировать законодательство с международными нормами права, что позволит существенно расширить область действия Федерального Закона об обязательном страховании гражданской ответственности.

    Источник: http://poiskzakona.ru/zakon-ob-osago/

    Общие положения

    В них установлены основные понятия, которые используются в нормативном документе. Обязательное автострахование действует в транспортной сфере, поэтому в акте фигурируют такие категории, как:

    • Транспортное средство. Под ним понимают устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, оборудования или грузов. Использование ТС – это непосредственная его эксплуатация в ходе движения.
    • Владелец автомобиля. Им является собственник ТС. В качестве данного субъекта может выступать лицо, которое владеет машиной на правах оперативного управления или хозяйственного ведения (либо на иных юридических основаниях).
    • Водитель. Им является лицо, которое управляет ТС.
    • Потерпевший (пострадавший) – субъект, жизни, имуществу или здоровью которого был нанесен ущерб при эксплуатации транспортного средства другим лицом.
    • Договор ОСАГО – документ, в соответствии с которым организация обязуется при наступлении случая, в нем предусмотренного, возместить возникший ущерб потерпевшему.
    • Страховщик – организация, осуществляющая обязательное автострахование по лицензии.
    • Страхователь. Им является лицо, которое заключило договор с организацией.
    • Страховой тариф – ценовая ставка, установленная ФЗ и применяемая при исчислении суммы возмещения за ущерб по договору.
    • Компенсация – платеж, осуществляемый в пользу потерпевшего при нанесении вреда его здоровью, имуществу или жизни.
    • Представитель страховщика – обособленное подразделение организации в регионе РФ, реализующее ее полномочия в пределах, предусмотренных в гражданском законодательстве. Им может выступать и частное лицо, заключившее с компанией соответствующий договор.

    Нормативная база

    Она включает в себя:

    • ГК РФ.
    • ФЗ № 40 (Закон “Об ОСАГО”).
    • Прочие нормативные документы, издаваемые в соответствии с ними.

    В том случае, если в международных договорах РФ определены правила, отличные от тех, которые предусмотрены в ФЗ, применяются положения первых.

    Принципы

    Обязательное автострахование обеспечивает:

    1. Гарантию возмещения ущерба, причиненного жизни, имуществу или здоровью пострадавших, в пределах, установленных в ФЗ.
    2. Обязательность и всеобщность страхования автогражданской ответственности владельцами ТС.
    3. Недопустимость эксплуатации на территории РФ автомобилей субъектами, не исполнившими требования ФЗ.
    4. Экономическую заинтересованность владельцев ТС в повышении безопасности на дорогах.

    Исключения

    Действующий Закон “Об ОСАГО” устанавливает категории субъектов, на которых требования не распространяются. В качестве них выступают владельцы ТС:

    1. С максимальной конструктивной скоростью не больше 20 км/ч.
    2. На которых не распространяются установленные нормативными актами положения о допуске к эксплуатации на дорогах ввиду их технических характеристик.
    3. ВС РФ, кроме легковых автомобилей, с прицепами в том числе, автобусов и прочих средств, используемых при обеспечении хозяйственной деятельности армии.
    4. Зарегистрированные за рубежом, если гражданская ответственность застрахована в рамках международных договоров, участником которых выступает РФ.

    Ключевые категории

    Как и старый Закон ОСАГО, обновленный текст нормативного документа устанавливает, что в качестве объекта выступают имущественные интересы.

    Они связаны с риском ответственности владельца ТС при нанесении ущерба здоровью, материальным ценностям или жизни пострадавших. Вероятность наступления последствий оговаривается в договоре.

    В рамках 6-й статьи Закона “Об ОСАГО” установлены случаи, когда гражданская ответственность по рассматриваемому ФЗ не наступает:

    • Нанесение ущерба при эксплуатации иного ТС, отличного от того, которое указано в договоре.
    • Негативное воздействие на окружающую среду.
    • Нанесение ущерба при эксплуатации ТС во время испытаний, соревнований, учебной езды в местах, специально отведенных для этого.
    • Нанесение морального вреда или возникновение обязательств по компенсации упущенной выгоды и так далее.

    Причиненный ущерб в случаях, указанных в ст. 6-й новой редакции Закона “Об ОСАГО”, подлежит возмещению виновными согласно положениям соответствующих нормативных актов.

    Выплата

    Страховая сумма, которой возмещается ущерб, нанесенный жизни или здоровью пострадавших, была повышена до 500 тыс. руб. Компенсация за полученные травмы осуществляется в соответствии со специальной таблицей. Дополненный Федеральный Закон “Об ОСАГО” упрощает процедуру доказывания факта нанесения вреда здоровью и порядок, по которому осуществляется получение компенсации.

    Госрегулирование тарифов

    Закон “ОСАГО” (с последними изменениями) устанавливает срок действия ставок не менее 6 мес. Госрегулирование производится путем определения экономически обоснованных тарифов либо их предельного уровня, структуры и порядка их применения в ходе исчисления компенсации по договору. Указанные позиции утверждаются правительством РФ.

    Базовые коэффициенты и ставки

    Они формируют страховые тарифы. Расчет премий по договорам производится умножением ставок и коэффициентов. Закон “Об ОСАГО” устанавливает критерии, по которым определяются показатели. В частности, коэффициенты зависят от:

    • Территории, на которой преимущественно эксплуатируется ТС.
    • Отсутствия или наличия компенсационных выплат, произведенных обслуживающей организацией в предыдущие периоды.
    • Прочих обстоятельств, оказывающих существенное влияние на размер риска.

    Дополнительные коэффициенты

    Закон “Об ОСАГО” предусматривает ставки, применяемые при расчете выплат по договорам для владельцев ТС:

    1. Которые сообщили обслуживающей организации заведомо ложные сведения об обстоятельствах, влияющих на размер премии, если это повлекло выплату меньшей суммы, чем та, которая могла бы быть перечислена потерпевшим.
    2. Умышленно содействовавших возникновению несчастного случая либо увеличению убытков, заведомо исказивших факты и обстоятельства для повышения величины компенсации.
    3. Нанесших ущерб в условиях, выступающих основанием для предъявления регрессных требований.

    Срок договора

    Он составляет год. Исключением являются только те случаи, которые предусматривает рассматриваемый Закон “Об ОСАГО”.

    Продление договора осуществляется, если владелец ТС не позже 2 месяцев до окончания его действия не известил обслуживающую организацию об отказе его пролонгации.

    Выплата премии на новый период осуществляется согласно тарифам, существовавшим на момент ее отчисления. Действие продленного соглашения не прекращается, если просрочка платежа по премии не превышает 30 дней.

    Поведение участников несчастного случая

    Закон “Об ОСАГО” устанавливает ряд требований и правил для владельцев ТС, ставших участниками ДТП. В частности они должны сообщить другим лицам, попавшим в происшествие, сведения о договоре по их запросу. Данная обязанность возложена и на водителя, который управляет ТС при отсутствии страхователя.

    О причинении ущерба последний должен сообщить обслуживающей организации в срок и способом, установленным договором. До удовлетворения требований потерпевшего о возмещении ущерба он обязан уведомить об этом страховщика и осуществлять дальнейшие действия по его указаниям.

    Если к владельцу ТС или водителю предъявлен иск, обслуживающая организация должна привлекаться к участию в процессе.

    Порядок определения размера компенсации

    Величина выплаты, которая полагается пострадавшему в связи с причинением вреда, рассчитывается согласно правилам гл. 59 ГК. Потерпевший должен предоставить страховщику, осуществляющему исчисление, все документы и сообщить сведения, подтверждающие вред, его характер и объем.

    В случае наступления имущественного вреда потерпевший должен предъявить испорченные материальные ценности либо их остатки для осмотра и выполнения независимой оценки (экспертизы). Если данное мероприятие невозможно, страховщик обязан осмотреть ТС виновного.

    При необходимости проводится экспертиза автомобиля. Осмотр ТС или его оценка осуществляется в пятидневный срок с даты обращения потерпевшего, если другой период не был согласован сторонами правоотношений.

    Если страховщик не исполнил указанных выше требований, пострадавший вправе самостоятельно привлечь экспертов к осмотру ТС.

    Выплата компенсации

    Пострадавший может предъявить требование непосредственно страховщику. Соответствующее заявление с приложенными документами направляется по месту расположения обслуживающей компании или ее представительства. Рассмотрение поступивших бумаг осуществляется в 15-дневный срок с даты получения.

    В этот период организация обязана произвести выплату или отправить заявителю мотивированный отказ. До полного определения подлежащей к возмещению суммы страховщик может осуществить часть платежа, если от пострадавшего поступила соответствующая просьба.

    По согласованию с потерпевшим обслуживающая организация может выполнить ремонт поврежденных материальных ценностей.

    Закон “Об ОСАГО”: неустойка

    В ст. 16.1 данного ФЗ разъясняются особенности рассмотрения возникших споров по договорам. Права и интересы потерпевших или страхователей, связанные с ненадлежащим исполнением или уклонением от выполнения страховщиком своих обязательств по договору, должны быть защищены по Закону № 2300-1.

    В том случае, если исковое требование физлица, выступающего в качестве пострадавшего, будет удовлетворено, суд налагает на обслуживающую организацию штраф. Его величина составляет 50% от разницы общей суммы выплаты, установленной по судебному решению, и размера платежа, произведенного в добровольном порядке.

    В случае несоблюдения сроков возврата премии, определенных правилами о страховании, обслуживающая организация выплачивает неустойку. Она составляет 1% от указанной суммы в договоре за каждый день неуплаты.

    Страховщик может быть освобожден от данной обязанности, а также от необходимости выплатить штраф, если докажет, что просрочка наступила вследствие форс-мажорных обстоятельств.

    Компенсация премий

    Гражданам, являющимся инвалидами и получившим ТС через органы соцзащиты, возмещается 50% от выплаченной ими суммы по договору страхования. Эта компенсация полагается в случае использования автомобиля лицом, которое имеет на него право, и еще одним водителем.

    Выплаты производятся в порядке, установленном правительством РФ за счет средств соответствующего бюджета. Государственные или местные структуры власти могут в пределах полномочий устанавливать частичные или полные компенсации премий и для других категорий граждан.

    Выплаты в счет возмещения ущерба жизни/здоровью

    Такая компенсация начисляются в тех случаях, если она не может быть уплачена по договору страхования. Такая ситуация может возникнуть вследствие:

    1. Признания страховщика банкротом.
    2. Неизвестности человека, который ответственен за нанесение ущерба.
    3. Отсутствия соответствующего договора, по которому застрахована ответственность лица, нанесшего вред. Это имеет место в случаях неисполнения указанным субъектом обязанности, установленной рассматриваемым ФЗ. Компенсация выплачивается в том случае, если требования потерпевшего удовлетворены не были, несмотря на совершение им всех надлежащих действий для получения суммы. Пострадавший может предъявить исковые требования в течение 2 лет.

    Осуществление выплат

    По требованию потерпевшего компенсацию может предоставить профессиональное объединение страховщиков. Оно должно действовать в соответствии с учредительной документацией и согласно данному ФЗ.

    Рассмотрение заявления пострадавшего, его удовлетворение и взыскание в порядке регресса может осуществлять лицо, работающее по условиям договора, заключенного с профессиональным объединением страховщиков.

    К возникающим между обществом и заявителем правоотношениям применяются общие правила, аналогичные для отношений между выгодоприобретателем и обслуживающей организацией.

    Данные положения используются постольку, поскольку другое не предусматривается в ФЗ и не исходит из сути указанных взаимодействий. Компенсационная выплата уменьшается на сумму, которая равна платежу, произведенному страховщиком либо лицом, виновным в возникшем ущербе.

    Источник: https://BusinessMan.ru/new-federalnyj-zakon-ob-osago-40-fz-s-poslednimi-izmeneniyami-kommentarii.html

    Закон об ОСАГО 2021 новая редакция

    Фз о обязательном страховании автогражданской ответственности

    Бесплатная юридическая консультация

    +7 (499) 653 61 48 Москва и область

    +7 (812) 313 29 82 Санкт-Петербург и область

    Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО) стал основным инструментом регулирования важнейших процессов в нашем обществе.

    Речь идёт о ситуациях, при которых наступает ответственность за нанесения вреда третьим лицам с участием транспортных средств различного типа. В данный законодательный акт постоянно вносятся корректировки, отражающие мнение общества и правоведов в знаковых вопросах действующего правового регламента.

    Новый закон об ОСАГО 2021 года со всеми изменениями и уточнениями вступил в действие с 1 июля 2021 года.

    Суть закона об обязательном страховании гражданской ответственности

    1. Этот законодательный акт описывает все ключевые понятия и основные процедуры, позволяющие защитить права пострадавших при аварии на дороге.
    2. Согласно положениям закона, виновные обязаны нести материальную ответственность в целях компенсации вреда, причинённого здоровью и собственности пострадавшей стороны.

    3. Данная ответственность определена и ограничена специальным видом обязательного страхования, основным документом которого является полис ОСАГО.

    Закон об обязательном страховании гражданской ответственности предписывает всем владельцам транспортных средств страховать существующие риски причинения вреда третьим лицам вне зависимости от материальных возможностей и желания.

    Эксплуатация транспорта на территории России без полисов ОСАГО запрещена.

    • Глава II Условия и порядок осуществления обязательного страхования
    • Глава III Компенсационные выплаты
    • Глава V Профессиональное объединение страховщиков
    • Глава VI Заключительные положения

    Контроль над исполнением закона

    Контролировать наличие полисов ОСАГО у водителей обязаны сотрудники дорожной полиции. Кроме того, при создании всеобщей базы данных страхователей этим вопросом станет заниматься отдельная государственная структура.

    В этом году отсутствие полиса ОСАГО влечёт за собой наложение штрафа в размере 500 рублей. Просроченная страховка станет причиной применения штрафных санкций в размере 1000 рублей. Штраф за отсутствие водителя в страховом полисе составляет 500 рублей. Для приобретения полиса ОСАГО необходимо иметь на руках диагностическую карту технического состояния автомобиля.

    В ближайшее время законодательные органы планируют значительное увеличение финансовой ответственности за нарушение в этой области, которые будут отражены в новой редакции Закона об ОСАГО.

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.